Содержание и методика педагогической деятельности — Социальное становление личности

Социальное становление личности

Социализация личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности — это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа.

Этот процесс происходит во время школьного учения, хотя оно не всегда удовлетворяет натуру ребенка. Кругозор ребенка постепенно расширяется еще в раннем детстве, когда малыш общается со взрослыми; в этот период начинается складываться его характер. Не найдя ответа на трудные вопросы жизни у взрослых, он сам ищет ответ в окружающей его среде.

Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Сложности в социализации личности проявляются у детей-инвалидов, у детей с физическими дефектами, слепых, глухих, у детей с задержкой психического развития.

Личность в социальной педагогике рассматривается с точки зрения ее социальных качеств. Но, представляя личность как социальное явление, нельзя забывать о ее индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека, сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать, как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми. Институты социализации — это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизнедеятельности, к их адаптации в изменяющемся социуме и их интеграции в общество. К институтам социализации, как правило, относят семью, образовательные учреждения различного типа и вида; общественные формирования, в том числе детские, подростковые и молодежные объединения и др.

Важную роль в формировании личности играют современные средства массовой информации.

Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Эти качества личности воспитываются в семье, в школе, но современные условия жизни делают человека (в городе, поселке) оторванным от соседей, родных и близких. Поэтому объединение в различные центры, клубы по интересам, кроме школы и других социально-педагогических учреждений, поможет в решении этой проблемы.

Многое в становлении личности может сделать социальный педагог. Выяснив задатки и способности ребенка, изучив семью и среду окружения, он создает условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребенком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в спорт, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого, социальный педагог ищет соответствующие подходы, формы и методы воспитания.

Социальный педагог нередко сталкивается с избалованными детьми. Чаще всего это результат нетребовательности родителей, попустительства или навязывание ребенку своей воли, когда строгость родителей вызывает у него истерику, страх. Индийская мудрость призывает родителей относиться к своему ребенку как к чужому, что помогает сбросить пелену слепой родительской любви.

Учитывая возрастные особенности при формировании личности, социальному педагогу надо помнить о трудном, переходном возрасте подростка. Известно, что в этом возрасте ослабевает влияние семьи и усиливается влияние друзей, улицы, компании, средств массовой информации. В этом возрасте юноша подходит и к себе, и к взрослым, и к воспитателям с высокими моральными мерками. Он не принимает повелительного тона, окрика, высоко ценит чувство собственного достоинства, силу убеждения. Этому возрасту присущ максимализм, категоричность в суждениях, что часто приводит к осложнениям в отношениях воспитателя, педагога и подростка.

Удачными могут быть отношения педагога и воспитанника, если первый будет помнить о выводах ученых-педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение. Поэтому социальному педагогу с этого и следует начинать: организовать разные виды деятельности, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками.

Обратимся к наследию незаслуженно забытого отечественного педагога С.И.Гессена, который в основу педагогической науки поставил личность ребенка, его индивидуальность, считая, что учитель должен знать все теоретические вопросы педагогики, если он стремится достичь успеха в воспитании.

Процесс социализации личности С.И.Гессен рассматривал как три ступени.

Первая ступень — дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.

Вторая ступень — период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований. Здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества. Знания вводят человека в мир культуры.

Третья ступень развития личности, по Гессену, этап завершения ее формирования, — это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует свое собственное «Я»; формируется ее мировоззрение.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая ребенка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста, а не только на третьей ступени развития.

Гессен выделил шесть фаз развития ребенка. Вслед за Ж.Пиаже он отмечал неравномерность его развития. Так:

-до 5 лет — фаза интенсивного развития;

- с 5 до 7 лет — фаза «первого застоя»;

- с 7 до 11 лет — вновь фаза интенсивного развития;

- с 11 до 14 лет — фаза «второго застоя»;

- с 14 до 17 лет — третья фаза интенсивного развития;

- с 17 до 21 года — фаза гармонизации или медленного развития.

Вы здесь: Главная Социальная работа Содержание и методика педагогической деятельности