Содержание и методика педагогической деятельности — Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми
- Содержание и методика педагогической деятельности
- Социальное саморазвитие человека
- Назначение, объект и предмет социальной педагогики
- Функции социальной педагогики
- Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- Общая характеристика основных принципов социальной педагогики
- Социализация — как развитие социального в человеке
- Факторы и психологические механизмы социализации
- Принципы социализации
- Социальное становление личности
- Социальное воспитание и самовоспитание
- Понятие социально-педагогической технологии
- Формы и уровни социально-педагогических технологий
- Типы социально-педагогических технологий
- Методика социально-педагогической деятельности
- Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности
- Типы семей
- Типы семейных отношений
- Диагностика семьи
- Cемьи по типу воспитательных ошибок
- Семьи безработных граждан
- Многодетные семьи
- Опека и попечительство
- Социально-педагогическая деятельность при усыновлении
- Система государственного попечения детей-сирот
- Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами
- Социально-педагогическая защита прав ребенка
- Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми
- Принципы отношения общества к пожилым людям
- Социальная реабилитация пожилого человека
- Девиантное и делинквентное поведение человека
- Классификация дезадаптированных детей
- Психосоциальная дезадаптация
- Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми
- Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД
- Лишение и восстановление родительских прав
- Социально-педагогическая служба школы
- Профилактика школьной дезадаптации
- Социальный работник учреждения здравоохранения
- Пенитенциарная (исправительная) педагогика
- Основные принципы пенитенциарной педагогики
- Основные направления воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения
- Page 43
- Педагогические требования к личности и деятельности социального работника
- Понятие педагогической культуры социального работника
- Основные компоненты структуры педагогической культуры
Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми
Наиболее характерное демографическое явление современного общества — старение населения. Исследователи называют много причин, обусловливающих этот процесс: особенности воспроизводства, миграция, последствия войн, катастроф, социальных конфликтов и др.
А.А. Чернецкая и другие авторы выделяют три уровня анализа старости — маро-, мезо- и микроуровень. Макроуровень характеризуется понятиями «стареющее», «старое» общество, т.е., общество с постоянно возрастающим числом пожилых, старше 65-70 лет, людей. По международным стандартам общество будет считаться старым, если пожилое население превышает 7%. Россия относится к старому обществу (12,5% пожилых людей).
Рассмотрим принципы социальной политики в отношении пожилых людей, изложенные в учебнике «Технология социальной работы», под редакцией А.А. Чернецкой.
1. Принцип усиления значимости геронтологического этапа жизненного пути человека с точки зрения социальных функций и в плане пребывания в пространстве предельных смыслов. Задача социальных работников способствовать развенчиванию сложившихся в обществе стереотипов старения:
а) старость — нарастание физической и духовной немощи;
б) старость — падение уровня жизни, зависимость;
в) старые люди рассматриваются исключительно как объекты социальной помощи и поддержки;
г) старость связывают с такими визуальными характеристиками как морщины, седина и т.п.;
д) старость соотносится с агрессивным типом поведения в общественном транспорте.
Социальные работники и педагоги должны отталкиваться от признания старости равноценным этапом жизненного пути, имеющим много достоинств и преимуществ.
2. Принцип опоры на собственные силы, провозглашающий несовместимость геронтологичсекой политики с социальной. Часто пожилые люди не столько хотели бы быть объектами опеки, сколько самим кого-то опекать. Задача в том, чтобы активизировать личностный потенциал пожилого человека.
3. Принцип дифференцированности социальной политики — оказание помощи, учитывающей конкретные условия жизни, внешнее окружение.
4. Принцип геронтологической профилизации специалистов, работающих с пожилыми людьми. Часто практические работники склонны все проблемы пожилого человека объяснять возрастными изменениями.
5. Принцип расширения поведенческого выбора. Современные пенсионеры часто стремятся продолжить свою профессиональную карьеру, желая сохранить свой материальный и социальный статус.
6. Принцип социальной защищенности пожилого человека — предлагает достойные условия существования.
7. Принцип регионализации геронтологической политики, учитывающий разнообразие социально-демографических факторов.
Основные социально-психологические особенности пожилых людей
Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда являются характерными чертами жизни значительной части пожилых людей. Наблюдается снижение ответственности семьи за удовлетворение потребностей пожилых людей.
Вместе с тем, пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и пр. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом (подробнее на этом остановимся при характеристике возможностей активного долголетия). Вот некоторые данные о сохранности у людей пенсионного возраста тех функций, которые были ведущими в профессиональной деятельности. У ученых с возрастом не изменяется запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров — многие невербальные функции; немолодые бухгалтеры выполняли тест на скорость столь же успешно, как и молодые; у водителей, моряков, летчиков до глубокой старости сохраняется на высоком уровне острота зрения и поле зрения и т.п.
Однако и в пожилом, а тем более в старом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными нормами рабочего дня, инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая его трудоспособность, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается вместе с нею, может еще довольно долго сохраняться. Длительное сохранение общей трудоспособности — главный показатель жизнеспособности долгожителей. Ведь именно в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся. В связи с вышеизложенным в ряде случаев вполне возможно продление производственной деятельности пожилых людей даже до 65–70 лет. Напомним, что сейчас в России средняя продолжительность жизни составляет для женщин 72 года, а для мужчин — всего 58 лет. Однако не все люди учитывают, что эти средние показатели отражают статистические данные, включающие смертность в любом возрасте, в том числе в младенческом. Если же, например, вычислить среднюю продолжительность жизни мужчин, уже проживших те же 58 лет, то она окажется намного больше.
Пожилые люди с огромным жизненным опытом и практическими навыками работы в отдельных сферах производства просто незаменимы и сегодня. Возможно, что именно трехпоколенная структура в трудовом коллективе — «деды», «отцы» и «дети-внуки» — наиболее оптимальна с точки зрения обеспечения преемственности в развитии производственной сферы общества, передачи социального и профессионального опыта. Контакты стариков и молодых взаимно полезны: молодежь обретает их жизненный опыт и мудрость, а пожилые через энергию молодежи способны деятельно, конструктивно влиять на развитие традиционной для них области хозяйства и общественной практики.
Однако существует определенный социальный стереотип, в соответствии с которым, психологический «портрет» пожилого человека выглядит следующим образом: снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому, отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе — эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.д.
Рассмотрим основные проблемные моменты в процессе старения. Прежде всего, в старости негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.
С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруги (супруга), утратой некоторых близких друзей.
Одиночество выступает как социальная и психологическая проблема перед людьми пожилого возраста. С одной стороны, наблюдается сужение контактов, связанных с выходом на пенсию, обретением детьми самостоятельности, а в дальнейшем с естественным уходом из жизни друзей и родственников. С другой стороны, пожилому человеку необходимо преодолеть три подкризиса.
Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение — внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье. По одной из версий, время взросления второго поколения оказывает большое влияние на продолжительность жизни многих людей — в связи с потерей очень значимой ее стороны.
При патологической старости могут возникать эгоцентризм, эмоциональная атрофия, изменения личности. Так, пожилые люди могут иметь болезненную страсть собирать бесполезные предметы (тряпочки, старые газеты, камешки и т.д.). Могут возникать тяжелые нарушения памяти, в результате выпадения способности к запоминанию. Сенильные заболевания нередко сопровождаются бредовыми идеями: обвинениями в воровстве, супружеской неверности и т.п. Патогенез заболеваний, связанных со старостью, зависит от ряда физиологических и социальных факторов, среди них нарушение деятельности мозга, нарушение нервной системы, а также последствия душевных потрясений.
Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют (при всей сложности этого периода) о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, людям, себе. Таким образом, психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости:
1. старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости;
2. старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями (выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т.п.);
3. интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и пр.
И.С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости. Первый тип — активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и т.д., живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности. Второй тип старости — пенсионеры занимаются тем, на что раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п. То есть для этого типа стариков также характерна хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия главным образом направлена на себя. Третий тип (а это преимущественно женщины) находит главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако как отмечают психологи, удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух. Четвертый тип — это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность. Наряду выделенными благополучными типами старости И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития: а) агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями; б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая тем самым себя глубоко несчастными.
Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложил Д.Б. Бромлей. Он выделяет пять типов приспособления личности к старости:
- конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Но пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу, они с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высокая;
- отношение зависимости. Зависимая личность — это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супруга или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий с профессиональной работы. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха;
- оборонительное отношение, для которого характерны: преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в ее адрес, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу;
- отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны и подозрительны, стремятся «переложить» на других вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодежи, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чуждый мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.
- отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви — причина депрессий, печали и претензий к себе. С этими состояниями соединяются чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.
Заметим, что представленные основные типы старости, отношения к ней не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразия индивидуальностей. Классификации носят ориентировочный характер с тем, чтобы составить некоторую базу для конкретной (исследовательской или практической) работы с людьми пожилого и старческого возраста.
Датский социолог Е. Фриз выделял социальную адаптацию жилых людей как одну из важнейших в социологии старения. Под ней он понимал то, как старые люди, получившие новые качества в силу своего возраста, приспосабливаются к обществу и как общество приспосабливает их к себе. Некоторые авторы называют старость «возрастом плохой адаптации», что объясняется соматическими и психическими изменениями личности, а также переменами в семейной жизни и окружающей социальной среде.
По мнению О.В. Красновой и А.Г. Лидерс, в пожилом возрасте усиливается процесс старения организма, для которого характерно «замедление», охватывающее большинство сенсорных функций — зрение, слух, вкус, осязание, а также изменение более сложных процессов — психомоторики, восприятия нового, запоминания, всего поведения человека, включая способность к адаптации в меняющихся условиях.
Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, продолжают авторы, связаны с процессами инволюции в центральной нервной системе. Это обусловлено всей биологической и психосоциальной историей предшествующих периодов жизни, приобретенными личностными качествами, психическими и социальными характеристиками, составляющими жизненный опыт данного человека.
Расстройство памяти является первым симптомом возрастных органических психозов позднего возраста. Серьезные недостатки памяти — один из признаков деменции, наиболее распространенной формой которого является синдром (или болезнь) Альцгеймера. Проблема нарушений памяти тесно связана с проблемой особого отношения к прошлому или роли воспоминаний в жизни человека старшего поколения.
В.В. Болтенко выделяет следующие изменения, происходящие в психике человека старшего поколения:
1) подвергаются изменению личностные черты человека, в том числе характер. Так, люди с тревожно-мнительными чертами становятся еще более мнительными, развивается мелочность и скупость; принципиальность и твердость установок часто преобразуется в нетерпимость к взглядам окружающих. Вместе с тем, может наблюдаться и обратная реакция;
2) в процессе старения нередко страдает эмоциональная сфера. В эмоциональной сфере на уровне личности происходят изменения, касающиеся системы отношений к самому себе, окружающим людям, миру в целом;
3) в мотивационно-потребностной сфере происходит смещение акцентов с потребности в любви, творчестве на потребность в избегании страданий, которая занимает ведущее положение в иерархии потребностей.
Ведущей деятельностью для людей старшего поколения является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути. Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути, болезненная старость — с неприятием.
Также, В.В. Болтенко на основе экспериментального материала, полученного на базе исследования лиц, находящихся в домах-интернатах для престарелых, выделяет ряд последовательных этапов, чередование и длительность которых не зависит от паспортного возраста.
Согласно его концепции, на первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. На втором этапе наблюдается своеобразное сужение ценностей человека пожилого возраста за счет выпадения ряда ценностей предыдущего этапа. На третьем этапе на первое место, как правило, выходит забота о личном здоровье. На четвертом этапе смысл жизни заключается в сохранении самой жизни. Подавляющая часть активности направлена на самообслуживающий труд по сохранению физического состояния. На пятом этапе главенствуют потребности чисто витального порядка (еда, покой, сон и тому подобное).
По мнению Е.И. Холостовой, данный подход к проблемам личностных изменений лиц послепенсионного возраста представляется достаточно интересным. Однако вряд ли его можно считать абсолютным.
В возрасте 60-65 лет наступает возрастной кризис. Характеризуя этот период, О.В. Краснова и А.Г. Лидерс отмечают, что основным содержанием кризиса является стремление к осмыслению жизни, подведению итогов своей деятельности.
Негативный этап этого кризиса, утверждают авторы, связан с изменением социального статуса людей, выходящих на пенсию, с изменением их внутренней позиции (стиль жизни, круг общения, распорядок дня, права и обязанности человека). Все это может привести к нарушению личной идентичности, переоценке своей жизни. Негативная внутренняя позиция, т.е. переживание своей ненужности, снижение социальных и личностных притязаний, может привести к «внесоциальности» или даже «асоциальности», т.к. человек старшего поколения старается привлечь к себе внимание окружающих часто неадекватными, в том числе и агрессивными способами.
Кризис пожилого возраста протекает эмоционально и часто заканчивается трагически. С мыслью о том, что жизнь прожита не так или зря, пожилому человеку трудно примириться. Уменьшается значение идентификации, т.к. группа общения (друзья, семья) уже создана и в этом возрасте уже почти не пересматривается. Это обусловлено объективными ограничениями времени жизни, сил, круга общения.
На первый план выходит механизм компенсации — здоровья, статуса, группы поддержки. Отсутствие компенсации является одной из распространенных причин возникающих в зрелом возрасте отклонений, которые приводят к включению негативных механизмов, прежде всего, отчуждения и агрессии. Это проявляется в нежелании, боязни новых контактов, враждебности. Такой уход от общения часто сочетается с постоянными упреками в адрес других и уверенностью в том, что пожилому человеку что-то недодали.
Вместе с тем, известны случаи прекрасной сохранности функций психики в пожилом возрасте. Е.Ф. Рыбалко отмечает, что лица пенсионного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые выступали у них в качестве существенного психического фактора профессиональной деятельности. Так, у ученных не изменялись с возрастом запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров — многие невербальные функции.
Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции человека, имеет его творческая деятельность. В результате изучения биографий выдающихся людей была показана их высокая творческая продуктивность в пожилом и старом возрасте в разных сферах науки и искусства. В исследовании Л.А. Рудкевич содержатся интересные сведения о творческом долголетии. Согласно его данным, после 70 лет успешно работали многие известные ученые и деятели искусства: П. Ламарк, К. Лаплас, Г. Галилей, Им. Кант, В. Гюго, Вольтер, Б. Шоу, Л.Н. Толстой, К. Мане, И.С. Бах и др.