Содержание и методика педагогической деятельности — Социальная реабилитация пожилого человека
- Содержание и методика педагогической деятельности
- Социальное саморазвитие человека
- Назначение, объект и предмет социальной педагогики
- Функции социальной педагогики
- Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- Общая характеристика основных принципов социальной педагогики
- Социализация — как развитие социального в человеке
- Факторы и психологические механизмы социализации
- Принципы социализации
- Социальное становление личности
- Социальное воспитание и самовоспитание
- Понятие социально-педагогической технологии
- Формы и уровни социально-педагогических технологий
- Типы социально-педагогических технологий
- Методика социально-педагогической деятельности
- Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности
- Типы семей
- Типы семейных отношений
- Диагностика семьи
- Cемьи по типу воспитательных ошибок
- Семьи безработных граждан
- Многодетные семьи
- Опека и попечительство
- Социально-педагогическая деятельность при усыновлении
- Система государственного попечения детей-сирот
- Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами
- Социально-педагогическая защита прав ребенка
- Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми
- Принципы отношения общества к пожилым людям
- Социальная реабилитация пожилого человека
- Девиантное и делинквентное поведение человека
- Классификация дезадаптированных детей
- Психосоциальная дезадаптация
- Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми
- Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД
- Лишение и восстановление родительских прав
- Социально-педагогическая служба школы
- Профилактика школьной дезадаптации
- Социальный работник учреждения здравоохранения
- Пенитенциарная (исправительная) педагогика
- Основные принципы пенитенциарной педагогики
- Основные направления воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения
- Page 43
- Педагогические требования к личности и деятельности социального работника
- Понятие педагогической культуры социального работника
- Основные компоненты структуры педагогической культуры
Социальная реабилитация пожилого человека
Социальная реабилитация пожилых людей представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести:
- этапность,
- дифференцированность,
- комплексность,
- преемственность,
- последовательность,
- непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий,
- доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров).
В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.
Основные меры социальной реабилитации пожилых людей включают разработку научно обоснованных практик оказания социальной помощи геронтологической группе. Социокультурный контекст геронтологической проблематики характеризуется прежде всего низким социально-экономическим статусом пожилого человека, проблемами одиночества и отсутствия достаточного количества помогающих ресурсов. Система социального обслуживания пожилых граждан на сегодняшний день нуждается в качественных дополнениях, а в ряде случаев — в качественных преобразованиях.
Реабилитация пожилых граждан связана с восстановлением их социальной активности, максимальным включением в повседневную жизнь общества. Программы реабилитации пожилых граждан не должны ограничивать сферу жизнедеятельности этой категории населения. Направления реабилитации должны включать не только медико-социальные мероприятия, лекарственное обеспечение, материальную помощь, но и образовательные, досуговые, творческие методы, расширяющие спектр приложения активности пожилого человека.
Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с клиентом, должен использовать комплекс мероприятий, ориентироваться на конечную цель — восстановление личного и социального статуса пожилого — и учитывать метод взаимодействия с клиентом, предполагающий:
а) апелляцию к личности клиента;
б) его партнерство с социальным работником в реализации целей реабилитации;
в) разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности инвалида и на изменение его отношения к себе и своему недугу;
г) единство воздействий биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.) факторов;
д) определенную последовательность — переход от одних воздействий и мероприятий к другим.
Целью медико-социальной реабилитации пожилых должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде. Такое восприятие реабилитации позволило М.М. Кабанову определить ее как динамическую систему взаимосвязанных компонентов (медицинских, психологических, социальных), направленных на достижение конечной цели (восстановление статуса личности) особым методом, стержневым содержанием которого является обращение (апелляция) к личности.
При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую — проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации пожилого к новым условиям жизнеобеспечения.
При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности функционирования личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и клиента и его окружения (в первую очередь семейного) — с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению клиента к социальной среде. Лечение в данной ситуации — это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее и направлена на создание условий, способствующих нормальному функционированию личности.
Считается, что разработка методов реабилитации пожилых людей приобретает большое социальное и общегосударственное значение. Своевременное и адекватное проведение восстановительного лечения позволяет уменьшить степень инвалидизации, зависимость от посторонней помощи и тем самым решить основную задачу реабилитации лиц пожилого и старческого возрастов — адаптацию каждого к условиям жизни в привычной для него микросоциальной среде. Здоровье людей пожилого возраста во многом зависит от поведения окружающих, от их отношения, способности понять старого человека, умения уважать и любить его.
Основные методы, формы и цели реабилитации пожилых и людей старческого возраста не отличаются от общепринятых и включают различные аспекты реабилитационного процесса (медицинский, социальный, психологический и др.). Однако реабилитация пожилых имеет свои особенности, которые обусловлены возрастными функциональными изменениями организма. С возрастом у пожилых людей резко возрастают потребности в уходе и необходимость медицинской помощи, психологической поддержки и социальной защиты. Людям пожилого возраста не всегда хватает необходимых стимулов для активного включения в общественную жизнь из-за болезней и старости. Восстановительное лечение требует от пожилого человека веры в необходимость и эффективность реабилитационных мероприятий, энергии и силы воли, терпения. Весь процесс реабилитации в пожилом и старческом возрасте протекает медленно и поэтому следует проявлять большую настойчивость в работе с такими пациентами, учитывать их физическое и эмоциональное состояние. Воля пациента является наиболее важным элементом реабилитации и тем, кто ухаживает за пожилыми пациентами, часто необходимы большие усилия, чтобы пробудить у пожилого чувство собственного достоинства, научить его думать о себе как о личности.
Большое психотерапевтическое значение имеет заранее составленный план реабилитации с уведомлением пациента о его деталях. Обоснование плана реабилитации укрепляет решимость пациента бороться за свое здоровье, снимает депрессию. Основными элементами реабилитации пожилых людей должны быть:
- активный образ жизни;
- организация посильной трудовой деятельности;
- организация досуга и отдыха;
- восстановление утраченных функций и навыков.
Для каждого пожилого человека составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей к бытовой, социальной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости и т.д., а также определяет формы реабилитации. Программа реабилитации составляется и реализуется только при согласии пожилого человека или его законного представителя.
Выполнение реабилитационной программы строится на следующих принципах:
1) Последовательность (определение показаний к реабилитации).
2) Установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определении целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации).
3) Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни).
4) Непрерывность (восстановительное лечение проводится, начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации).
На первом этапе происходит проведение реабилитационно-экспертной диагностики. Тщательное обследование пожилого человека и определение его реабилитационного диагноза служат той основой, на которой строится последующая программа реабилитации. Особенностью этого обследования является анализ не только степени повреждения органов или систем, но и влияние физических дефектов на жизнедеятельность пациента, на уровень его функциональных возможностей.
На втором этапе происходит определение реабилитационного прогноза — предполагаемой вероятности реализации реабилитационного потенциала в результате проведения лечения.
Третий этап заключается в определении мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, позволяющих пожилому человеку восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, социальной или профессиональной деятельности.