Содержание и методика педагогической деятельности — Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми
- Содержание и методика педагогической деятельности
- Социальное саморазвитие человека
- Назначение, объект и предмет социальной педагогики
- Функции социальной педагогики
- Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- Общая характеристика основных принципов социальной педагогики
- Социализация — как развитие социального в человеке
- Факторы и психологические механизмы социализации
- Принципы социализации
- Социальное становление личности
- Социальное воспитание и самовоспитание
- Понятие социально-педагогической технологии
- Формы и уровни социально-педагогических технологий
- Типы социально-педагогических технологий
- Методика социально-педагогической деятельности
- Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности
- Типы семей
- Типы семейных отношений
- Диагностика семьи
- Cемьи по типу воспитательных ошибок
- Семьи безработных граждан
- Многодетные семьи
- Опека и попечительство
- Социально-педагогическая деятельность при усыновлении
- Система государственного попечения детей-сирот
- Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами
- Социально-педагогическая защита прав ребенка
- Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми
- Принципы отношения общества к пожилым людям
- Социальная реабилитация пожилого человека
- Девиантное и делинквентное поведение человека
- Классификация дезадаптированных детей
- Психосоциальная дезадаптация
- Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми
- Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД
- Лишение и восстановление родительских прав
- Социально-педагогическая служба школы
- Профилактика школьной дезадаптации
- Социальный работник учреждения здравоохранения
- Пенитенциарная (исправительная) педагогика
- Основные принципы пенитенциарной педагогики
- Основные направления воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения
- Page 43
- Педагогические требования к личности и деятельности социального работника
- Понятие педагогической культуры социального работника
- Основные компоненты структуры педагогической культуры
Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми и подростками
Смысл деятельности специалистов по социальной работе, социальных педагогов, психологов с трудными детьми в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса. Социальные отклонения в поведении детей и подростков, их социальная дезадаптация, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации и прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач социально-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт.
На практике это довольно тяжелая работа, требующая больших эмоциональных затрат, так как детей, с которыми работают специалисты, нельзя отнести к послушным и благополучным. Процесс социального взросления подрастающего поколения вообще необычайно противоречив и сложен, а в случае с трудными детьми и подростками вдвойне сложен.
Функция специалистов по социальной работе, социальных педагогов заключается как в координации деятельности различных социальных сфер, так и в собственно педагогической работе с самими детьми и их родителями в направлении гармонизации их взаимоотношений, предупреждения «деформации социальных связей».
Индивидуальная и групповая реабилитационно-коррекционная работа должна включать в себя несколько этапов. Специалисты учреждений, социальные педагоги, работающие с трудновоспитуемыми детьми и подростками, выделяют три основных этапа в работе с детьми:
- диагностическая работа;
- реабилитация, программа которой основана на данных, полученных — после всесторонней диагностики;
- постреабилитационная защита ребенка.
Все эти этапы являются достаточно важными, однако социально-педагогическая работа, направленная только на ребенка не приведет к желаемым результатам. Деятельность специалистов должна строиться с учетом социальной ситуации развития детей и подростков, социального окружения.
До недавнего времени, частично эта деятельность вменялась общественным воспитателям, закрепленным за «трудными» детьми и подростками комиссиями по делам несовершеннолетних, либо сотрудниками инспекций по делам несовершеннолетних. Недостаток деятельности этих учреждений заключается в том, что они в большей степени ориентированы на меры административного воздействия, чем на социальную помощь и поддержку. Поэтому деятельность социальных педагогов и социальных работников является достаточно актуальной в современном российском обществе.
Однако в настоящее время анализ деятельности социальных педагогов, специалистов по социальной работе показывает, что многие из них ограничивают свою деятельность лишь формальными действиями: составляют списки и картотеки неблагополучных детей и их семей, налаживают связи с различными социальными учреждениями. Несомненно, это направление деятельности является достаточно важным, но не главным. Ведущими направлениями деятельности должны выступать, во-первых, исследовательская, нацеленная на выявление причин дезадаптации детей и подростков; во-вторых, профилактическая, связанная с предупреждением асоциальных поступков; в третьих, специальная работа по адаптации и развитию детей и подростков «группы риска».
Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств ребенка.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всей доступной информации. Так, например, оценивается состояние его физического и психического здоровья, степень образовательной подготовки и т.д. Данная информация обусловливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, реабилитационно-коррекционную работу, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления в учреждение, работающее с социально дезадаптированными детьми.
Большое значение в реабилитации подростка имеют психологическая диагностика и коррекция. Работником приютов приходится сталкиваться с двумя главными психологическими проблемами: отставание ребенка в психическом развитии и преодоление последствий его психической депривации.
Естественно, что социальные и психологические проблемы проявляются у детей в разной степени и в различных формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого ребенка. Специалисты используют два способа психологической реабилитации: групповой и индивидуальный.
Участие ребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться; индивидуальная же реабилитация, прежде всего, призвана снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям.
Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию — организация в условиях воспитательных и образовательных учреждениях систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения.
Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе. Существует несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания. Один из них — ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем.
Следует отметить, что достаточно сложно «дать рецепт» на каждый трудный случай педагогической практики, однако анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.
Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Умение видеть положительное в поведении «трудного» ребенка, подростка, умение опираться и развивать это положительное — важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.
Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности является формирование будущих жизненных устремлений ребенка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором и усвоением будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются и перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, что создает серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности несовершеннолетнего.
«Деятельность — основа воспитания» — таков один из основополагающих принципов отечественной психолого-педагогической науки, и он должен в полной степени реализовываться в процессе социальной реабилитации. Перевоспитывать убеждением, нотациями, нравоучениями без включения в коллективную деятельность, в коллектив, невозможно. Отсюда, наряду с оказанием непосредственного воздействия на личность несовершеннолетнего, весьма важно нормализовать его отношения в коллективе одноклассников, помочь восстановить его статус среди сверстников, преодолеть отчуждение от класса, школы, повысить их референтную значимость.
Еще одним важным принципом является реализация потребности в самоутверждении. Поэтому социальному педагогу важно не просто добиться, чтобы подросток был занят каким-то общественно-полезным трудом либо учебой, но помочь ему выбрать такое занятие, с которым он мог бы успешно справляться, восстанавливая тем самым свой престижный статус в коллективе сверстников.
При всей важности общественно-полезной деятельности в процессе воспитания и перевоспитания, из поля социальных педагогов не должны выпадать и проблемы их досуга, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.
Как показывают исследования, разница в качественном проведении свободного времени и способах самоутверждения благополучных и трудных подростков достаточно велика. Если благополучные дети утверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для не благополучных эти пути либо ограничены, либо отсутствуют вообще. Поэтому для педагогически запущенных детей избыток свободного времени является негативным фактором, существенно влияющим на нравственный облик этой части молодежи.
Важнейшим условием влияния социального педагога на неблагополучного подростка является доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростками и детьми. Как свидетельствуют факты, основные просчеты и ошибки в работе с трудновоспитуемыми детьми, состоят в том, что педагоги, как правило, используют репрессивные методы и работы, не учитывая при этом специфику мировоззрения и психологии этих детей.
Необходимо учитывать, что свою деятельность специалисты должны строить на совместном с ребенком поиске путей и способов самореализации, в организованном культурном пространстве, показывая все его преимущества перед стихийными группами.
Можно выделить несколько стратегий, предложенных практиками, работающими с дезадаптированными детьми и подростками. Основой для определения приоритетов служит изучение социальной ситуации того или иного ребенка, особенностей индивидуальных проявлений в школе и вне ее, получение информации от людей, взаимодействующих с ним.
Первая стратегия строиться в большей степени на взаимодействии социального педагога, психолога, социального работника с самим ребенком. Она имеет место в том случае, когда окружающая подростка среда вполне благополучна, но подросток по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях специалист ориентируется на возможности личностного самодвижения ребенка, стремится развить у него субъективную позицию.
Вторая стратегия предполагает работу с педагогическим и взрослым социальным окружением подростка. Данная стратегия выбирается в тех случаях, когда вокруг ребенка сформировалось довольно устойчивое негативное общественное мнение, которое еще более усугубляет сложившуюся ситуацию. Основная задача специалиста состоит в переориентации взрослых, объединении усилий по поддержке ребенка, в создании условий для его самореализации. Одновременно социальный педагог совместно с психологом работает с самим подростком, помогая ему осознать свои проблемы и сформировать стремление быть принятым своими одноклассниками и педагогами. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в самой личности.
Третья стратегия необходима в тех случаях, когда ребенок оказывается в полной изоляции в своем классе, подвергается постоянным насмешкам, нападкам со стороны одноклассников. В этом случае социальный педагог совместно с классным руководителем проводит работу по оздоровлению отношений в детском коллективе.
Выделенные направления, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Ее содержание каждый раз зависит от конкретной ситуации и индивидуальности подростка.
Таким образом, деятельность специалистов, работающих с дезадаптированными детьми и подростками должна быть направлена, прежде всего, на снижение их дезадаптации, устранение десоциализирующих факторов, влияющих на процесс социализации. Данная деятельность немыслима без учета причин, которые привели к той или иной форме дезадаптации, а также без учета психических, физиологических и других индивидуальных характеристик ребенка. Естественно, что в каждом конкретном случае дезадаптации ребенка необходимо использовать индивидуальный подход, с учетом вышеперечисленных характеристик. Однако можно выделить общие этапы в работе с дезадаптированными детьми и подростками, к которым относят: диагностическую работу; реабилитацию, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики и постреабилитационную защиту ребенка.
Также, следует отметить, что работа может дать результат, лишь тогда, когда ведется целенаправленно и систематически, а не носит ситуативный и стихийный характер. Помимо этого для эффективной работы с дезадаптированными детьми и подростками необходима координация всех органов и учреждений, занимающихся данной проблемой.