Содержание и методика педагогической деятельности — Типы семейных отношений
- Содержание и методика педагогической деятельности
- Социальное саморазвитие человека
- Назначение, объект и предмет социальной педагогики
- Функции социальной педагогики
- Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- Общая характеристика основных принципов социальной педагогики
- Социализация — как развитие социального в человеке
- Факторы и психологические механизмы социализации
- Принципы социализации
- Социальное становление личности
- Социальное воспитание и самовоспитание
- Понятие социально-педагогической технологии
- Формы и уровни социально-педагогических технологий
- Типы социально-педагогических технологий
- Методика социально-педагогической деятельности
- Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности
- Типы семей
- Типы семейных отношений
- Диагностика семьи
- Cемьи по типу воспитательных ошибок
- Семьи безработных граждан
- Многодетные семьи
- Опека и попечительство
- Социально-педагогическая деятельность при усыновлении
- Система государственного попечения детей-сирот
- Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами
- Социально-педагогическая защита прав ребенка
- Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми
- Принципы отношения общества к пожилым людям
- Социальная реабилитация пожилого человека
- Девиантное и делинквентное поведение человека
- Классификация дезадаптированных детей
- Психосоциальная дезадаптация
- Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми
- Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД
- Лишение и восстановление родительских прав
- Социально-педагогическая служба школы
- Профилактика школьной дезадаптации
- Социальный работник учреждения здравоохранения
- Пенитенциарная (исправительная) педагогика
- Основные принципы пенитенциарной педагогики
- Основные направления воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения
- Page 43
- Педагогические требования к личности и деятельности социального работника
- Понятие педагогической культуры социального работника
- Основные компоненты структуры педагогической культуры
Типы семейных отношений
Основные типы семейных отношений охарактеризованы отечественной исследовательницей Р. М. Капраловой.
Первый тип — в семье согласованные гармонические отношения с высокой социальной направленностью. Семейные отношения соответствуют принципам нашего общества, отвечают целям и задачам его в области воспитания (уважение к личности, любовь и дружба, теплота и взаимная забота, добросовестный труд, взаимная уступчивость и др.). В воспитании детей присутствуют общественно-политическая мотивация, целенаправленность, системность, понимание конкретных задач и содержания воздействий на ребенка. Все члены семьи по отношению друг к другу проявляют высокую эмпатию, т. е. способность сопереживания.
Второй тип — в семье урегулированные компромиссные отношения с высокой социальной направленностью. Их характеризует наличие необходимых условий для формирования правильного социального опыта личности, ее общественно значимой направленности. Отношения регулируются, но атмосфера их иногда бывает неблагоприятной для отдельных членов семьи. Недостаток терпения, выдержки, тактичности в воспитании детей у одного из родителей «выравнивается» уступчивостью, мягкостью другого. Это вызывает некоторый контраст в отношениях к детям, в требованиях к ним. В этих семьях, как правило, перспективы определены, но в решении повседневных задач отмечаются колебания стихийность, которые в конечном итоге устраняются.
Третий тип — отношения неустойчивые, но в целом положительные, с высокой социальной направленностью. Эта группа семей промежуточная между положительными и отрицательными семейными отношениями (отмечают конфликты, носящие эпизодический характер). В бесконфликтные периоды в этих семьях наблюдаются взаимное уважение, доверие, атмосфера, близкая к жизни семей первого и второго типов.
Четвертый тип — в семье урегулированные отношения, но с низкой социальной направленностью. Этому типу отношений характерны мещанско-обывательская направленность в поступках и действиях, наличие потребительских мотивов, двойственность норм отношений к людям (заботливые, теплые отношения к членам семьи и холодные, расчетливые — к чужим). У детей в таких семьях формируется обывательская мерка ценностных ориентации.
Пятый тип — отношения внешне благопристойные, урегулированные, но внутренне неблагоприятные, при низкой или при противоречивой социальной направленности членов семьи. Видимость благополучных отношений поддерживается иногда по согласию и убежденности супругов в «необходимости сохранения семьи для детей», а иногда — домостроевскими порядками, побоями, угрозами. Родители самоустраняются от воспитания детей, подрывают авторитет друг друга ссорами и личными оскорблениями. Основные заботы по уходу за детьми и их воспитанию несет жена-мать. В семье настроение неуверенности.
Шестой тип — в семье резко конфликтные отношения при низкой или противоречивой социальной направленности.
Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х гг. XX в. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.
В семье, где родственные люди постоянно находятся в процессе отношений, следует помнить, что состояние отношений зависит от темперамента и натуры каждого члена семьи.
Семейные союзы тогда выигрывают, когда они скрепляются общностью интересов, вкусов и потребностей. Главное — это сложившиеся отношения между всеми членами семьи. И чтобы семья была нормальной, мало, чтобы в ней были отец и мать, нужно, чтобы их отношения были добрыми, честными, полными любви и взаимопонимания. Нужно, чтобы дети чувствовали эти отношения. Детям одинаково дороги и отец, и мать, и, если между родителями разлад, для ребенка это трагедия. Они видят в родителях идеал и им трудно представить, что кто-то из них дурной человек.
Равнодушие родителей к детям вызывает у них чувство одиночества, и дети начинают искать привязанности на стороне, некоторые увлекаются чтением, шитьем, спортом, компанией.
Уклад отношений в семье в современных условиях за последние 60 лет разительно изменился. Если раньше неработающая мать могла заниматься воспитанием детей, то сегодня с изменением общественной жизни изменились и отношения внутри семьи.
Прокормить и поднять на ноги детей стало трудно, родители работают и отдают работе то время, которое наши предки отдавали детям, семье.
Стрессовое состояние в обществе, напряжение отношений между людьми отражается и на семье.
Современная семья редко может собраться за чайным ужином.
Для полного представления о современной семье следует рассмотреть и ролевые отношения в семье. Семейная роль — одна из важных ролей человека в обществе.
Что такое семейные роли? Это муж, жена, супруги, родители (мать, отец), детские роли (сын, дочь, брат, сестра), роли поколения (дедушка, бабушка).
Каждый, выполняя ту или иную роль, представляет, что от него ждут другие члены семья. Может ли муж быть главой семьи, может ли он быть отцом. Ставится под сомнение, если он человек слабовольный, сможет ли он выполнять роль главы семьи.
Ролевые отношения в семье, выполнение или невыполнение членами семьи той или иной функции, той или иной роли приводит к конфликтам. Чаще это происходит в семье, где много поколений, где супруги второго поколения являются и детьми, и супругами, и родителями.
Конфликты возникают, когда одна роль включает в себя противоречивые требования. Когда женщина в семье и мать, и жена, и хозяйка, и воспитательница детей, и ухаживает за престарелыми родителями и в то же время наравне с мужем материально обеспечивает семью.
Конфликт усугубляется, если жена занимает более высоким статус в социальной или профессиональной сфере. Здесь важно, чтобы супруги смогли гибко переменить роли. Конфликты возникают из-за того, когда молодая жена не умеет вести домашнее хозяйство или не хочет рожать детей.
В семейных отношениях существует такое понятие, как отцовство и материнство. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова отцовство определяется как «кровное родство между отцом и ребенком».
Не только от матери, но и от отца зависит биологическое существование будущего человека. Существует биологическое сходство ребенка с отцом или матерью: цвет волос, глаз, особенности телосложения, функционирование органов и систем детского организма.
Задатки, основа способностей (к умственной деятельности, музыке, спорту, языкам) также закладываются генетически. По наследству передаются заболевания, привычки отца и матери к алкоголю, никотину, наркотикам. Поэтому будущий отец должен заботиться о своем здоровье, здоровом образе жизни.
Социальные функции отцовства четко определяет выражение: «На плечах отца держится мир». Отец — защитник отечества, он управляет государством, ведет научные исследования, выполняет тяжелую физическую работу. Отец обеспечивает семью материально, несет ответственность за жену и детей, помогает родителям-старикам.
Если стать матерью девочка готовится с рождения, то отцом молодой человек становится только после рождения ребенка, отца, нужно воспитывать, «отца нужно делать». От его ответственности, чувства долга, физических и нравственных сил, смелости и мужества, гражданственности, надежности и великодушия зависит воспитание детей. Эти качества отца формируются на протяжении всей жизни.
Хороший отец организует деятельность всей семьи, видит в ребенке личность, избегает грубых воздействий на детей и родных,
Семья без отца ставит массу социальных проблем перед членами семьи. Современное общество называют «безотцовское общество». Это не фраза, а реальность. Женщина несет на своих плечах три обязанности: добытчица хлеба насущного, хозяйка дома и мать.
Мать, воспитывающая в одиночку детей, должна быть еще и оптимистом, так как все отрицательные проблемы общества, ее отрицательные эмоции выплескиваются на детей. Самой тяжелой проблемой является воспитание мальчика без отца.