Содержание и методика педагогической деятельности — Психосоциальная дезадаптация

Психосоциальная дезадаптация


Такая дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость. Такая дезадаптация требует индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации могут делиться на устойчивые и временные.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления. Акцентуации выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, подростка по различным типам и требуют индивидуально-педагогического подхода в семье, школе, а в отдельных случаях могут быть также показаны психотерапевтические и психокоррекционные программы.

Также, к устойчивым формам психосоциальной дезадаптации, требующим специальных психолого-педагогических коррекционных программ, можно отнести также различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индиффирентность интересов, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (образного) интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, импульсивность, неоправданное упрямство и т.д.).

Нельзя не отметить, что определенную трудновоспитуемость представляют дети, опережающие сверстников в своем интеллектуальном развитии. Эти дети редко проявляют себя в асоциальных поступках.

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка. В данном случае трудновоспитуемость проявляется в кризисные периоды психофизиологического развития, которые характеризуются качественно новыми психологическими образованьями, что требует перестройки характера отношений взрослых, родителей, педагогов с ребенком, подростком, а также изменений всей системы воспитательных мер и воздействий, социальной ситуации развития. Л.С. Выготский, одним из первых в отечественной психологии разрабатывавший проблему периодизации психического развития, выделял кризисы новорождения, одного года, трех, семи, тринадцати лет. Кризис новорождения связан с изменением социальной и биологической среды обитания, кризис одного года — с освоением ребенком прямохождения, трех лет — с овладением речью, семи лет — с изменением социальной ситуации развития (поступление в школу) и тринадцати лет — кризис подросткового возраста. Этот кризис является одним из самых сложных, переживаемых ребенком в процессе своего психического развития. В этот период перехода от детскости к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающим миром, взрослыми, сверстниками.

Однако кризисность, известная трудновоспитуемостью подросткового возраста, как и трудновоспитуемость других возрастных и кризисных периодов развития, могут быть преодолены, если учебно-воспитательный процесс, воспитательные усилия, характер отношений с ребенком и подростками будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей развития ребенка, подростка.

К временным формам психосоциальной дезадаптации относятся также различные проявления неравномерного психического развития, которые могут выражаться в задержке либо опережении развития отдельных познавательных процессов, опережающего либо отстающего психосексуального развития и т.д. Такого рода проявления требуют тонкой диагностики и специальных развивающих и коррекционных программ.

Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, сверстниками, учителями, влюбленность и т.д.). Все эти состояния требуют тактичного, понимающего отношения со стороны педагогов, в том числе и социальных, а также практических психологов.

Социальная дезадаптация. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида.

В зависимости от степени и глубины деформации содержательной и функциональной стороны процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.

Наиболее распространенной является стадия школьной дезадаптации.

Следует отметить, что сам феномен школьной дезадаптации (ШД), а также распространенность и причины его возникновения среди современных детей школьного возраста проанализированы недостаточно. При анализе школьной дезадаптации обычно рассматривают три основных типа проявления ШД:

- неуспех в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, включающий такие признаки, как хроническая неуспеваемость, а также недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);

- постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);

- систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).

У большинства детей имеющих школьную дезадаптацию, достаточно четко могут быть прослежены все три указанных компонента, однако преобладание среди проявлений ШД того или иного из них зависит, с одной стороны, от возраста и этапов личностного развития, а с другой — от причин, лежащих в основе формирования ШД.

Как правило, школьная социальная дезадаптация представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерны выше перечисленные социальные нарушения и деформации.

Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных детей имеет достаточно четкие профессиональные намерения, стремится к получению рабочей профессии.

Следствием неправильного подхода к воспитанию и перевоспитанию педагогически запущенных учащихся, усугубляющих трудновоспитуемость и социальную дезадаптацию, выступает социальная запущенность детей и подростков. Социально запущенные дети не только плохо учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но и профессионально не ориентированы. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок детей и подростков. Для социально запущенных детей и подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство и т.д.).

Следует отметить, что социальная дезадаптация — процесс обратимый. В задачи превентивных служб, социальных педагогов входит не только предупреждение отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, но и организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних.

Вы здесь: Главная Социальная работа Содержание и методика педагогической деятельности