Содержание и методика педагогической деятельности — Социально-педагогическая деятельность при усыновлении
- Содержание и методика педагогической деятельности
- Социальное саморазвитие человека
- Назначение, объект и предмет социальной педагогики
- Функции социальной педагогики
- Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- Общая характеристика основных принципов социальной педагогики
- Социализация — как развитие социального в человеке
- Факторы и психологические механизмы социализации
- Принципы социализации
- Социальное становление личности
- Социальное воспитание и самовоспитание
- Понятие социально-педагогической технологии
- Формы и уровни социально-педагогических технологий
- Типы социально-педагогических технологий
- Методика социально-педагогической деятельности
- Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности
- Типы семей
- Типы семейных отношений
- Диагностика семьи
- Cемьи по типу воспитательных ошибок
- Семьи безработных граждан
- Многодетные семьи
- Опека и попечительство
- Социально-педагогическая деятельность при усыновлении
- Система государственного попечения детей-сирот
- Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами
- Социально-педагогическая защита прав ребенка
- Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми
- Принципы отношения общества к пожилым людям
- Социальная реабилитация пожилого человека
- Девиантное и делинквентное поведение человека
- Классификация дезадаптированных детей
- Психосоциальная дезадаптация
- Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми
- Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД
- Лишение и восстановление родительских прав
- Социально-педагогическая служба школы
- Профилактика школьной дезадаптации
- Социальный работник учреждения здравоохранения
- Пенитенциарная (исправительная) педагогика
- Основные принципы пенитенциарной педагогики
- Основные направления воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения
- Page 43
- Педагогические требования к личности и деятельности социального работника
- Понятие педагогической культуры социального работника
- Основные компоненты структуры педагогической культуры
Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка
Еще одной формой определения ребенка на дальнейшее воспитание является усыновление. Согласно основным положениям Семейного кодекса усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, с участием органов опеки и попечительства.
Судья при подготовке дела об усыновлении обязан истребовать от органов опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого; акт обследования условий жизни усыновителей и другие необходимые для усыновления документы: копию актовой записи и свидетельство о рождении ребенка, медицинское заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого, согласие ребенка на усыновление, если он достиг возраста 10 лет, согласие на усыновление родителей ребенка, если оно требуется по закону.
Централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (первичный, региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерства образования.
Орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка осуществляет первичный учет и подготовку необходимых документов для передачи ребенка на воспитание в семью. Данный орган в течение трех дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета, обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в одно из учреждений для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Участие в сборе и оформлении необходимых документов принимают социальные педагоги, которые, как правило, непосредственно контактируют с ребенком. В случае если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации по фактическому месту жительства (нахождения) на воспитание в семью, орган опеки и попечительства передает документы для постановки ребенка на региональный учет.
Институт приемной семьи
В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи, который был введен Семейным кодексом РФ. Положение о приемной семье было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 17 июля 1996 года. Статус приемной семьи после заключения органами опеки и попечительства договора с родителями приобретают ранее созданные семейные детские дома (детские дома семейного типа).
В задачи социального педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (патронаже) за жизнедеятельностью приемной семьи.
Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый (передаваемые) на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком (приемными детьми), а такая семья — приемной семьей. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приемным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания детей (ребенка).
Процедура усыновления проходит следующим образом. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
К заявлению должны быть приложены:
- справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
- документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью: копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
- копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
- медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.
Лица, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемными родителями, должны предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — другой заменяющий его документ.
Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение об их возможности стать приемными родителями. При этом должны быть взяты во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними. В случае если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано наличие у приемных родителей необходимых для этого условий. Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.
Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту жительства (нахождения). При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений орган опеки и попечительства знакомит лиц, желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и заключением о состоянии его здоровья.
На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы:
- свидетельство о рождении;
- документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью: свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и др.;
- заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.
На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передает приемным родителям: свидетельство о рождении; выписку из истории развития ребенка (история новорожденного) о состоянии здоровья; справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения); документ об образовании (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими детей); справку о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним; копию решения суда о взыскании алиментов; документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию; документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.
Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями. Он должен предусматривать срок, на который ребенок (дети) помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.
Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на его имя в банковском учреждении. За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит его интересам, нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.
На содержание каждого ребенка (детей) в приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выдаются средства на приобретение мебели.
Приемные родители ведут учет в письменной форме расходов и прихода денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах предоставляются ежегодно в органы опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.