Содержание и методика педагогической деятельности — Общая характеристика основных принципов социальной педагогики
- Содержание и методика педагогической деятельности
- Социальное саморазвитие человека
- Назначение, объект и предмет социальной педагогики
- Функции социальной педагогики
- Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- Общая характеристика основных принципов социальной педагогики
- Социализация — как развитие социального в человеке
- Факторы и психологические механизмы социализации
- Принципы социализации
- Социальное становление личности
- Социальное воспитание и самовоспитание
- Понятие социально-педагогической технологии
- Формы и уровни социально-педагогических технологий
- Типы социально-педагогических технологий
- Методика социально-педагогической деятельности
- Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности
- Типы семей
- Типы семейных отношений
- Диагностика семьи
- Cемьи по типу воспитательных ошибок
- Семьи безработных граждан
- Многодетные семьи
- Опека и попечительство
- Социально-педагогическая деятельность при усыновлении
- Система государственного попечения детей-сирот
- Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами
- Социально-педагогическая защита прав ребенка
- Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми
- Принципы отношения общества к пожилым людям
- Социальная реабилитация пожилого человека
- Девиантное и делинквентное поведение человека
- Классификация дезадаптированных детей
- Психосоциальная дезадаптация
- Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми
- Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД
- Лишение и восстановление родительских прав
- Социально-педагогическая служба школы
- Профилактика школьной дезадаптации
- Социальный работник учреждения здравоохранения
- Пенитенциарная (исправительная) педагогика
- Основные принципы пенитенциарной педагогики
- Основные направления воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения
- Page 43
- Педагогические требования к личности и деятельности социального работника
- Понятие педагогической культуры социального работника
- Основные компоненты структуры педагогической культуры
Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
Принципы социальной педагогики подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них обусловлен своими закономерностями, из которых вытекают соответствующие принципы. В социальной педагогике к таким факторам относятся: объектный, субъектный, средовый и технологический.
Объектный фактор — это фактор, обусловленный лицом, (группой) по отношению к которому осуществляется социально-педагогическая деятельность. Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами, вытекающими из данного фактора, являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.
Принцип природосообразности. Человек является природным существом и развивается по законам природы и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность и динамика развития и воспитания конкретного человека.
Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его (человека) можно развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать, разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы с человеком общих законов развития природы, другими словами, естественных возможностей этого человека. Соблюдение требований этого принципа позволит наиболее полно использовать индивидуальные природные возможности каждого ребенка в процессе их направленного, целесообразного и наиболее полного развития. Забвение же его неминуемо приведет к деформации личности, а порой и к разрушению. К основным требованиям принципа следует отнести:
- знание законов и закономерностей развития и воспитания человека и умение строить в соответствии сними всю социально-педагогическую работу;
- изучать и знать не только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие и перспективные возможности человека — объекта социально-педагогической работы;
- соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с ребенком, средства их достижения сего индивидуальными возможностями;
- в работе с детьми, имеющими особые нужды изучать особенности индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;
- в процессе социально-педагогической работы учитывать не только природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.
Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека, со всеми его индивидуальными особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек — это особый индивидуальный мир по содержанию, возможностям в развитии, воспитании и взаимодействии с ним. Данный фактор обусловливает то, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, свои способы и свои методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в интересах его.
Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:
- началу работы с человеком (группой) предшествует познание его (ее). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно познать индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально полно оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;
- предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и самого социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;
- учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять возможную гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной деятельности;
- стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для этого человека в процессе социально-педагогической работы с ним.
Принцип гуманизма. Слово «гуманизм», «гуманность» — означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Сущность принципа гуманизма в социальной педагогике означает приоритет социальной ценности человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в жизненном самоопределении, интеграции в общество.
Основные требования принципа:
- развитие и воспитание направляется в интересах человека и должно способствовать его самосовершенствованию;
- воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности;
- гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью;
- в процессе взаимодействия с ребенком обеспечивается признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.
Особые требования предъявляются в процессе взаимодействия с детьми, имеющими особые нужды. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, обеспечивающие его наиболее полное и целесообразное развитие, воспитание и самореализацию.
Субъектный фактор — это фактор, обуславливающий своеобразие организации и осуществление социально-педагогической деятельности субъектом. Он важен при определении, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности. Данный фактор важен и при оценке (анализе) процесса и (или) результата социально-педагогической деятельности. Наиболее важными принципами, вытекающими из данного фактора, являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности.
Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет своеобразие отношения к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Она олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, к его слову и деятельности. Собственно, социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком, его индивидуальным стилем и олицетворяется им. В процессе ее происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. Одна и та же педагогическая деятельность одним и тем же человеком, а тем более разными людьми отличается в зависимости от ситуации. Можно копировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как автор. Усвоенное обязательно будет отличаться обаянием исполнителя, его эмоциональностью, волевой напористостью, искусством поведенческого и речевого воздействия и т.д.
Аналогичное явление можно наблюдать в актерской деятельности. Казалось бы, что это одно и то же воспроизведение, одна и та же среда — сцена, а результат в чем-то да и отличается. Это отличие зависит от внутреннего и эмоционального состояния актера, других актеров, восприятия актерской деятельности зрителями, ощущением этого восприятия и другими факторами.
Считается, что педагог, как и актер, должен уметь решать профессиональные задачи в любом состоянии. Однако — это не так. Актер обычно перед спектаклем нуждается в направленном перевоплощении в образ героя. Он переодевается, гримируется, входит в роль, отрешаясь от своего внутреннего, от тех проблем, которые у него были до этого момента. Воспитатель же такой возможности не имеет. Он призван мгновенно включаться в ситуацию, принимать решение и действовать. От его деятельности зависит направленность и интенсивность воспитательного воздействия.
Искусство педагогической деятельности педагога носит индивидуальный характер. Овладеть опытом определенной деятельности можно на уровне умения, но действенность и результативность ее будет другой. Они могут быть или лучше, или хуже. Результативность во многом определяется не только педагогическим мастерством педагога, но и его искусством деятельности, своеобразием личности. Опытом можно овладеть, но обаянием, отношением к делу, чужим стилем индивидуальной деятельности невозможно.
Принцип личностной обусловленности педагога требует учета следующих рекомендаций: о
- объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способного обеспечить результативность;
- в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настраивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;
- в ситуации, когда личность педагога оказывается несоответствующей ее возможностям по достижению прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить;
- в педагогической деятельности важно оценивать особенности индивидуального стиля воспитательной деятельности, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования самосовершенствования педагога;
- овладение педагогическим опытом другого лица предусматривает учет и своеобразия его личности, в какой степени его можно усвоить.
Принцип взаимосвязи профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию. Он диктует необходимость учета профессиональной подготовленности и накопленного опыта профессиональной деятельности социального работника. Его следует учитывать при:
- профессиональном отборе (в какой степени из претендента можно сформировать специалиста);
- организации работы с молодым специалистом;
- обеспечении прогнозируемого результата;
- повышение ответственности специалистов в профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовленность определяется соответствующей компетентностью, умением и внутренней потребностью социального работника реализовать ее в социально-педагогической деятельности в конкретных условиях и к определенному объекту. Основные требования принципа: — в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогической деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект. На практике это требование далеко не всегда выполнимо (в этом случае специалист, не имеющий опыта работы, не должен допускаться к ней):
- дифференцированный подход к определению субъекта социально-педагогической деятельности;
- специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;
- начинать социальное воспитание с родного языка, активно используя народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучаются на фоне родного языка и культуры;
- в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.
Средовый фактор — это фактор, обуславливающий влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат. Такой фактор либо усиливает действенность социально-педагогической деятельности социального педагога, либо ее ослабляет. Социальная педагогика рекомендует стремиться к использованию позитивного влияния на процесс социально-педагогической деятельности средовых факторов, либо направленных действий по нейтрализации или существенного снижения их негативного влияния. Наиболее важными принципами, вытекающими их средовых факторов, являются: культуросообразность, социальной обусловленности, средовой обусловленности.
Принцип культуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре. С культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.
Собственно принцип культуросообразности воспитания был сформулирован Ф.А. Дистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. Человек — продукт своего времени и его культуры.
Основные требования принципа:
- наполнять всю воспитательную деятельность своеобразием народного воспитания, используя возможности народной мудрости (языка, традиций)
- активно использовать в воспитании культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, достижения мировой культуры.
Принцип социальной обусловленности. Влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности. Данный фактор имеет место при:
- организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);
- социально-педагогической экспертизе деятельности учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);
- социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;
- социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;
- экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения.
Принцип средовой обусловленности. Зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности, одобрения, сомнения, поддержки или другая); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (специально оборудованная комната в Центре, домашняя обстановка, школа).
Средовые факторы — это с чем взаимодействует человек. В этом случае они выступают средством его развития, воспитания. Необходимость управления факторами социального окружения и взаимодействия человека в стимулировании через них целенаправленного индивидуального развития и лежит в основе принципа средовой обусловленности.
Каждый фактор имеет свое воспитательное воздействие (свой воспитательный потенциал), свои особенности, которые (который) необходимо учитывать специалистом. Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовывать и даже противодействовать ему. Основные требования принципа:
- для каждого воспитательного мероприятия (воздействия) существует наиболее благоприятная, благоприятная (недостаточно благоприятная), неблагоприятная среда;
- с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное их достижение;
- социальному работнику необходимо уметь прогнозировать влияние среды и с учетом этого стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижать или нейтрализовывать влияние негативных;
- факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе профессиональной деятельности;
- факторы среды не редко выступают средством воспитания ребенка. Это требует в работе с детьми умения прогнозировать характер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы с ними.
Технологический фактор — это фактор, определяющий учет закономерностей собственно социально-педагогической деятельности. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности. По своей сущности это принципы воспитания общей педагогики. В них в значительной степени отражается учет закономерностей самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.
Между всеми принципами существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Ни один из них или какая-либо группа еще не определяют эффективность социально-педагогической деятельности. Они лишь акцентируют внимание на одну или несколько сторон деятельности, определяя наиболее важные требования, выполнение которых обеспечивает ее эффективность. Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем больший результат в ней можно получить.
Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным принципам, неизбежно ведет к снижению или непрогнозированности результата социально-педагогической деятельности.