Содержание и методика педагогической деятельности — Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- Содержание и методика педагогической деятельности
- Социальное саморазвитие человека
- Назначение, объект и предмет социальной педагогики
- Функции социальной педагогики
- Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- Общая характеристика основных принципов социальной педагогики
- Социализация — как развитие социального в человеке
- Факторы и психологические механизмы социализации
- Принципы социализации
- Социальное становление личности
- Социальное воспитание и самовоспитание
- Понятие социально-педагогической технологии
- Формы и уровни социально-педагогических технологий
- Типы социально-педагогических технологий
- Методика социально-педагогической деятельности
- Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности
- Типы семей
- Типы семейных отношений
- Диагностика семьи
- Cемьи по типу воспитательных ошибок
- Семьи безработных граждан
- Многодетные семьи
- Опека и попечительство
- Социально-педагогическая деятельность при усыновлении
- Система государственного попечения детей-сирот
- Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами
- Социально-педагогическая защита прав ребенка
- Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми
- Принципы отношения общества к пожилым людям
- Социальная реабилитация пожилого человека
- Девиантное и делинквентное поведение человека
- Классификация дезадаптированных детей
- Психосоциальная дезадаптация
- Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми
- Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД
- Лишение и восстановление родительских прав
- Социально-педагогическая служба школы
- Профилактика школьной дезадаптации
- Социальный работник учреждения здравоохранения
- Пенитенциарная (исправительная) педагогика
- Основные принципы пенитенциарной педагогики
- Основные направления воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения
- Page 43
- Педагогические требования к личности и деятельности социального работника
- Понятие педагогической культуры социального работника
- Основные компоненты структуры педагогической культуры
Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
Слово «принцип» означает — первоначало, основа, определяющее данное явление. Нередко понятие «принцип» отождествляется с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. более общим, а правило — видовым, т.е. более частным. По своему объему правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные положения определенного принципа, методику его применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила носят характер рецептурных рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но совокупность их не составляет еще принципа, как совокупность явлений еще не дает их сущности.
Под принципом понимается — исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило — это определенная норма, отражающая обязательный характер деятельности специалиста. Оно отражает обязательность проявления в более частных моментах, нежели принцип, и исходит из его (принципа) требований. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов. Принципы подразделяются:
- принципы социальной педагогики как науки. Они носят общеметодологический характер и характерны для научной дисциплины вообще. Такие принципы отражают: исходное положение науки, тождественное закону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление закона. К таким принципам относят научность, объективность, историзм, связь с практикой и др.;
- принципы социальной педагогики как практики (принципы, обуславливающие организацию и, собственно, социально-педагогическую деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще всего отождествляют с принципами социальной педагогики;
- принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей школы, выполнение требований которых обеспечивает качество подготовки специалистов. Такие принципы также носят общий характер, отражают закономерности высшей школы и их требования необходимо учитывать при подготовке специалистов высшей квалификации.
Принципы носят объективный характер. Их особенностью является то, что если социальный педагог учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень большая. На практике специалист на личном опыте, либо на опыте других нередко выходит самостоятельно на многие (а иногда только на некоторые, типичные) рекомендации, которые отражают принципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе. В этом случае усвоенные рекомендации выступают в форме норм, правил, определяющих практическую деятельность специалиста. Специальное изучение принципов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овладения профессией усваивать те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе.