Содержание и методика педагогической деятельности

Лекции по социальной педагогике


Сущность социальной педагогики как специфического знания.

В наши дни сложились все необходимые предпосылки, чтобы из всей системы педагогического знания и деятельности выделилась такая относительно самостоятельная область педагогической теории и практики, как социальная педагогика.

Следует заметить, что у определенной части теоретиков педагогики сохраняется достаточно стойкое неприятие термина «социальная педагогика». Аргумент таков: вся педагогическая теория и практика порождена социальными потребностями и направлена на их реализацию, она была и остается целенаправленным средством социализации человека, она насквозь социальна, а потому называть какую-либо часть педагогической теории и практики социальной педагогикой некорректно.

В основе подобного аргумента лежит вольное или невольное смешение понятий «общественное» и «социальное», которые в языковой практике русского языка часто употребляются как синонимы. Действительно, цели, содержание и средства обучения и воспитания человека обусловлены обществом в целом, всей совокупностью экономических, политических, духовных процессов, а также социальных интересов. Однако социальные интересы составляют лишь часть общественных отношений, результатом их реализации является приобретение или восстановление человеком социального положения, статуса, функционирования.

К тому же словосочетание «социальная педагогика» находится в ряду таких названий относительно самостоятельных областей педагогической теории и практики, как «дошкольная педагогика», «школьная педагогика», «военная педагогика», «лечебная педагогика» и т.п., которые также носят тавтологический характер и в которых лексические определения указывают на специфику объекта, предмета, методов и средств педагогического исследования и деятельности.

В словосочетании «социальная педагогика» прилагательное «социальная» выступает в качестве определяющего слова, подчеркивающего специфику содержания этого не нового направления в педагогической деятельности.

Представляется, что, пока не будет найдено более точное название вполне целесообразно пользоваться определением «социальная педагогика», поскольку родовой термин «педагогика», с одной стороны, обозначает единство различных образующих его содержание направлений, включая «социальную педагогику», а с другой — в сознании общества связывается, как правило, с обучением и воспитанием детей. Название «социальная педагогика» указывает на то, что объектом ее является человек не только в детстве, но и на всем протяжении его жизни, а содержанием ее является оказание обучающе-воспитательной помощи в процессе определенных сторон его социализации.

Социальная педагогика — это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений» ценностей, соответствующих чувств и действий). Это проявляется по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, в зависимости от соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования. Социальная педагогика изучает влияние социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества. Социальная политика разрабатывает и воплощает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления поставленных целей и задач социализации с учетом потребности индивида в социальном самоопределении» самоутверждении и самореализации. Ее задачей также является оказание помощи отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, в реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли.

В развитии социальной педагогики прослеживаются два направления: социальное и личностное.

Социальное направление в широком смысле определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения — социопедагогика; в узком смысле — влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека — педагогика среды.

Социопедагогика — это деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, в создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, по обеспечению их функционирования носит официальный социально-педагогический характер.

В государстве складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они также носят социально-педагогический, но неофициальный характер. Социопедагогика изучает официальную и неофициальную деятельность государства, общества по формированию стратегии воспитания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации.

На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности т.е. педагогика среды. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К таким факторам относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые входит человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных этапах его возраста (П. Наторп, П. Бер-геманн, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д- Семенов и др.).

Личностное направление — определяет социальную педагогику личности. Оно берет свое начало от «индивидуальной» педагогики Д. Локка (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и др. В ней существует несколько направлений (условно-гуманистическое и консервативное). Во второй половине XIX века в «индивидуальной» педагогике сформировалась крайне правая, националистическая по своей сущности концепция немецкого философа Ф. Ницше (1844-1900) — концепция формирования «сверх человека». Это направление поставило перед педагогами проблему воспитания человека ради его самого, либо подготовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Данный факт в определенной степени способствовал формированию, как альтернативы индивидуальной педагогики, социального направления. Оно обосновывало приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включает: педагогику социального становления личности, педагогику социальных отклонений в формировании личности, социальное воспитание.

Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К. Магер, X. Мискес, МЛ. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.). Это значит, что человек, с одной стороны, социально развивается в соответствии с его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно ему (внутренняя личностная обусловленность); с другой — развивается в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей — ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

Вы здесь: Главная Социальная работа Содержание и методика педагогической деятельности