Содержание и методика педагогической деятельности — Факторы и психологические механизмы социализации
- Содержание и методика педагогической деятельности
- Социальное саморазвитие человека
- Назначение, объект и предмет социальной педагогики
- Функции социальной педагогики
- Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- Общая характеристика основных принципов социальной педагогики
- Социализация — как развитие социального в человеке
- Факторы и психологические механизмы социализации
- Принципы социализации
- Социальное становление личности
- Социальное воспитание и самовоспитание
- Понятие социально-педагогической технологии
- Формы и уровни социально-педагогических технологий
- Типы социально-педагогических технологий
- Методика социально-педагогической деятельности
- Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности
- Типы семей
- Типы семейных отношений
- Диагностика семьи
- Cемьи по типу воспитательных ошибок
- Семьи безработных граждан
- Многодетные семьи
- Опека и попечительство
- Социально-педагогическая деятельность при усыновлении
- Система государственного попечения детей-сирот
- Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами
- Социально-педагогическая защита прав ребенка
- Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми
- Принципы отношения общества к пожилым людям
- Социальная реабилитация пожилого человека
- Девиантное и делинквентное поведение человека
- Классификация дезадаптированных детей
- Психосоциальная дезадаптация
- Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми
- Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД
- Лишение и восстановление родительских прав
- Социально-педагогическая служба школы
- Профилактика школьной дезадаптации
- Социальный работник учреждения здравоохранения
- Пенитенциарная (исправительная) педагогика
- Основные принципы пенитенциарной педагогики
- Основные направления воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения
- Page 43
- Педагогические требования к личности и деятельности социального работника
- Понятие педагогической культуры социального работника
- Основные компоненты структуры педагогической культуры
Факторы и психологические механизмы социализации
Социализация осуществляется под влиянием совокупности природных, социально-экономических, психологических, педагогических и иных факторов. Факторы, оказывающие влияние на процесс социализации, можно объединить в две группы: внутренние факторы (индивидуальные, физические) и А.В. Мудрик выделяет четыре группы внешних фактпсихических характеристик — здоровье, способности и другие внешние факторы. А.В.Орлов выделяет: мегафакторы (космос, планета, мир в целом); макрофакторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы (регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения); микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные организации и религиозное воспитание, воспитательные организации, микросоциум).
Основными механизмами социализации являются:
- имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;
- идентификация — усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;
- стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;
- чувство вины — переживание разоблачения ипозора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.
Первые два механизма являются позитивными; два других — стыд и вина — рассматриваются как негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.
Отечественные психологи (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин), исследующие проблемы развития и социализации личности, к механизмам социализации относят:
- идентификацию — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей иповедения, характерных для представителей определенного пола;
- подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т. д.);
- внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
- социальную фасилитацию — стимулирующее влиянии поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (фасилитация означает облегчение);
- конформность — осознанное внешнее согласие в поведении с окружающими людьми при расхождении.