Содержание и методика педагогической деятельности — Факторы и психологические механизмы социализации

Факторы и психологические механизмы социализации

Социализация осуществляется под влиянием совокупности природных, социально-экономических, психологических, педагогических и иных факторов. Факторы, оказывающие влияние на процесс социализации, можно объединить в две группы: внутренние факторы (индивидуальные, физические) и А.В. Мудрик выделяет четыре группы внешних фактпсихических характеристик — здоровье, способности и другие внешние факторы. А.В.Орлов выделяет: мегафакторы (космос, планета, мир в целом); макрофакторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы (регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения); микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные организации и религиозное воспитание, воспитательные организации, микросоциум).

Основными механизмами социализации являются:

- имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

- идентификация — усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

- стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

- чувство вины — переживание разоблачения ипозора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются позитивными; два других — стыд и вина — рассматриваются как негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

Отечественные психологи (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин), исследующие проблемы развития и социализации личности, к механизмам социализации относят:

- идентификацию — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей иповедения, характерных для представителей определенного пола;

- подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т. д.);

- внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

- социальную фасилитацию — стимулирующее влиянии поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (фасилитация означает облегчение);

- конформность — осознанное внешнее согласие в поведении с окружающими людьми при расхождении.

Вы здесь: Главная Социальная работа Содержание и методика педагогической деятельности