Содержание и методика педагогической деятельности — Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД
- Содержание и методика педагогической деятельности
- Социальное саморазвитие человека
- Назначение, объект и предмет социальной педагогики
- Функции социальной педагогики
- Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- Общая характеристика основных принципов социальной педагогики
- Социализация — как развитие социального в человеке
- Факторы и психологические механизмы социализации
- Принципы социализации
- Социальное становление личности
- Социальное воспитание и самовоспитание
- Понятие социально-педагогической технологии
- Формы и уровни социально-педагогических технологий
- Типы социально-педагогических технологий
- Методика социально-педагогической деятельности
- Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности
- Типы семей
- Типы семейных отношений
- Диагностика семьи
- Cемьи по типу воспитательных ошибок
- Семьи безработных граждан
- Многодетные семьи
- Опека и попечительство
- Социально-педагогическая деятельность при усыновлении
- Система государственного попечения детей-сирот
- Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами
- Социально-педагогическая защита прав ребенка
- Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми
- Принципы отношения общества к пожилым людям
- Социальная реабилитация пожилого человека
- Девиантное и делинквентное поведение человека
- Классификация дезадаптированных детей
- Психосоциальная дезадаптация
- Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми
- Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД
- Лишение и восстановление родительских прав
- Социально-педагогическая служба школы
- Профилактика школьной дезадаптации
- Социальный работник учреждения здравоохранения
- Пенитенциарная (исправительная) педагогика
- Основные принципы пенитенциарной педагогики
- Основные направления воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения
- Page 43
- Педагогические требования к личности и деятельности социального работника
- Понятие педагогической культуры социального работника
- Основные компоненты структуры педагогической культуры
Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД, его социально-педагогическое назначение
В советской государственной системе Комиссия по делам несовершеннолетних при МВД обладала серьезными полномочиями в вопросах контроля условий проживания, обучения и трудоустройства детей и подростков. Выполняя функцию контроля и разрешения острых проблем детей, она обеспечивала преемственность в их воспитании, но более всего осуществляла функции наказания и привлечения к ответственности детей и родителей, допустивших общественные проступки и правонарушения.
Закон 1999 г. внес коренные изменения в содержание работы и функций Комиссии по делам несовершеннолетних. Коррективы в названии (в нем появилась новая часть — Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав) точно определяют вновь установленные приоритеты: Комиссия в ее новом статусе должна реализовать функцию правовой защиты интересов несовершеннолетних в российском обществе.
Реализации основных положений нового закона «Об основах системы профилактики...» показала, что путь от декларации приоритетности защиты прав детей к реализации полноты этих прав — длителен.
Собственно до настоящего момента окончательно не принят ключевой документ, регулирующий содержание и направления деятельности Комиссии, а именно: не утверждено Правительством Российской Федерации «Положение о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Одной из проблемных причин такого положения является тот факт, что основное действие Комиссии осуществляется по месту жительства граждан, на территории органов местного самоуправления. Соответственно, нормативный акт федерального уровня должен определить основные направления и требования, описать технологию деятельности Комиссии муниципального уровня.
В отдельных регионах России разработаны собственные нормативные акты и законы, регулирующие деятельность Комиссии вплоть до выхода документа федерального уровня.
С позиции закономерностей социальной работы, полномочия, ресурсы и ответственность в осуществлении работы с населением должны находиться в руках органов управления и власти, приближенных к месту проживания населения.
Именно этот принцип социальной работы и реализуется в отношении Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в современной России, но в определенном смысле положение Комиссии осложнено общей невыстроенностью взаимоотношений между различными уровнями власти.
Таким образом, изменения в статусе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав касаются не только названия, выбранных вновь приоритетов, но и ее места в структуре государственных и местных органов власти и управления.
Комиссия по делам несовершеннолетних объективно приближена к проблемам и трудностям детей и молодежи на локальных территориях, обладает более широкими возможностями для осуществления функций социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: имеет возможность контролировать и сопровождать этих детей.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, в пределах своей компетенции обеспечивают:
- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
- организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
- рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Представленные направления деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав очень точно характеризуют предназначение этого органа управления в качестве инструмента организации социальной работы с детьми в форме индивидуальной профилактической работы и по содержанию и по технологии.
Именно в описании направлений деятельности Комиссии законодателем уточнен государственный подход в работе с детьми, оформлены основные компоненты общегосударственной технологии социальной работы с детьми группы риска.
Из текста, очевидно, что невозможно осуществить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, не применив комплекс мер социально-психологического взаимодействия с ними, а также с ними и их окружением. С другой стороны, сама суть профилактической работы, благодаря настоящему подходу, не может быть заменена отчетами о работе органов управления, власти и учреждений безотносительно к проблемам ребенка.
Состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав формируется из числа представителей субъектов системы профилактики, а также организаций, защищающих интересы семьи и ребенка, реализующих программы работы с детьми и семьями группы риска.
Формирование состава Комиссии — прерогатива местных органов власти и управления. В то же время в соответствии с Законом «Об основах системы профилактики...», а также нормативными актами, регулирующими деятельность органов местного самоуправления, последние являются открытыми для граждан. Соответственно, для населения, и тем более для специалистов, открыты возможности участия в работе Комиссии.
С позиции законов социальной работы, любое взаимодействие в решении человеческих проблем является эффективным в случае, если взаимодействующие стороны ясно представляют предмет, проблемы, способы взаимодействия и разрешения частных проблем отдельного человека.
Соответственно, максимально эффективны такие составы Комиссий, которые объединяют специалистов, непосредственно принимающих и обеспечивающих решения об оказании помощи и поддержки ребенку и семье, оказавшимся в трудной или социально опасной ситуации, а также компетентных и полномочных в организации взаимодействия с различными службами и субъектами системы профилактики в решении детских вопросов.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в обоснованной законодателем системе профилактики рассматривается как инструмент поддержания тесных, естественных, продуктивных связей людей, организаций, учреждений, способных в пределах локальной территории своего действия оказать поддержку и необходимое сопровождение несовершеннолетнему, переживающему определенные трудности социального становления.
Сущность социальной работы, выполняемой Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в рамках государственного подхода, может быть представлена двумя группами задач:
- Комиссия выступает в качестве организатора системного взаимодействия субъектов системы профилактики, населения и организаций, представляющих интересы семьи и несовершеннолетних в пределах локальной территории в целях создания доступной среды жизнедеятельности ребенка;
- благодаря возможностям специалистов и служб, формирующих ее состав, Комиссия осуществляет непосредственную социальную работу с детьми и несовершеннолетними, попавшими в трудную или социально опасную ситуацию, обеспечивает контроль мер социально-педагогической реабилитации и социальной работы с несовершеннолетними.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав — управленческий орган системы профилактики. Она выполняет специфические управленческие функции, которые призваны обеспечить эффективность действия системы в целом.
Первая и важнейшая из этих функций — организация информационно-аналитического взаимодействия и обмена между субъектами системы профилактики, обеспечение специалистов информацией, необходимой для принятия квалифицированных решений в профилактической работе с несовершеннолетними.
В структуру информационного обеспечения системы профилактики входят следующие данные:
- о неблагополучных семьях;
- о детях, подлежащих устройству: на усыновление, передачу на воспитание в патронатную семью, опеку, попечительство;
- о детях с ограниченными возможностями психического и физического развития;
- о детях, вынужденных покинуть образовательные учреждения;
- другая информация, дающая точное представление о характере, особенностях и динамике детского благополучия — неблагополучия.