Содержание и методика педагогической деятельности — Назначение, объект и предмет социальной педагогики
- Содержание и методика педагогической деятельности
- Социальное саморазвитие человека
- Назначение, объект и предмет социальной педагогики
- Функции социальной педагогики
- Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- Общая характеристика основных принципов социальной педагогики
- Социализация — как развитие социального в человеке
- Факторы и психологические механизмы социализации
- Принципы социализации
- Социальное становление личности
- Социальное воспитание и самовоспитание
- Понятие социально-педагогической технологии
- Формы и уровни социально-педагогических технологий
- Типы социально-педагогических технологий
- Методика социально-педагогической деятельности
- Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности
- Типы семей
- Типы семейных отношений
- Диагностика семьи
- Cемьи по типу воспитательных ошибок
- Семьи безработных граждан
- Многодетные семьи
- Опека и попечительство
- Социально-педагогическая деятельность при усыновлении
- Система государственного попечения детей-сирот
- Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами
- Социально-педагогическая защита прав ребенка
- Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми
- Принципы отношения общества к пожилым людям
- Социальная реабилитация пожилого человека
- Девиантное и делинквентное поведение человека
- Классификация дезадаптированных детей
- Психосоциальная дезадаптация
- Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми
- Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД
- Лишение и восстановление родительских прав
- Социально-педагогическая служба школы
- Профилактика школьной дезадаптации
- Социальный работник учреждения здравоохранения
- Пенитенциарная (исправительная) педагогика
- Основные принципы пенитенциарной педагогики
- Основные направления воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения
- Page 43
- Педагогические требования к личности и деятельности социального работника
- Понятие педагогической культуры социального работника
- Основные компоненты структуры педагогической культуры
Назначение, объект и предмет социальной педагогики
Объектом социально-педагогической теории и практики является на социальном уровне общество как относительно устойчивая общность людей, а организатором и проводником педагогических действий выступает государство, различные политические и общественные организации и движения, заинтересованные в социализации членов общества в определенном направлении. Типичным способом и средством осуществления воспитания в таком случае выступает идеология как система ценностных ориентации, которые пронизывают все культурно-просветительные и образовательные акции в обществе. Идеологическая работа как система внесения в сознание членов общества определенным образом ориентированных ценностей — это проявление социально-педагогической теории и практики в масштабе общества. Она была и будет существовать в различных формах и с разным содержанием: открытой или закамуфлированной, тоталитарной или демократической, светской или религиозной и т.п.
Объектом социально-педагогической теории и практики во втором смысле выступают социальная сфера общества, микросреда, коллективы людей и т.д. Типичные средства реализации: культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа и т.п.
Объектом социальной педагогики в третьем смысле является отдельный человек на различных стадиях и уровнях социализации, в отношении которого применяются различные социально-педагогические приемы и средства в соответствии со стабильно-уровневым состоянием его развития.
В каждом из названных уровней социальной педагогики в зависимости от масштаба объекта особое место занимают проблемы образовательно-воспитательной работы с индивидами и группами индивидов, социализация которых нарушена, и они нуждаются в педагогической помощи. Приобретенные в ходе их формирования социальные качества становятся препятствием для нормальной жизнедеятельности как самих индивидов, так и окружающих людей. Такие индивиды находятся главным образом на попечении особого типа учреждений так называемой системы социальной работы, включающей социальное обеспечение и социальное обслуживание людей, которые нуждаются в социальной помощи, поддержке и защите.
В этой связи иногда ставится вопрос о соотношении социальной работы и социальной педагогики, который имеет и теоретическое, и практическое значение: от того, как он решается, в существенной степени зависят содержание и методы деятельности специалистов.
Постановка этого вопроса вполне естественна на этапе, когда происходит становление статуса, как социальной педагогики, так и социальной работы. Необходимо выявить общие и особенные моменты между ними, поскольку объекты работы совпадают.
Альтернативное противопоставление социальной педагогики и социальной работы, как и механическое соединение их по формуле «социальная педагогика включает в себя социальную работу» или «социальная педагогика является лишь частью социальной работы» является отнюдь не всегда плодотворным подходом. В таком случае «социальная работа» трактуется только как деятельность, основное предназначение которой — гарантировать человеку социальную поддержку и предоставление услуг в трудной жизненной ситуации, помочь решить ему проблемы.
Выход лежит на путях диалектического решения вопроса. Необходимым условием такого решения должно быть эксплицирование полного содержания понятий «социальная педагогика» и «социальная работа» и структурирование их по определенным критериям. Но подобная задача требует времени для накопления теоретического материала и должна решаться коллективно с учетом практики путем «встречного движения» на основе анализа происходящих процессов, изучаемых социальной педагогикой и теорией социальной работы, а не путем навязывания своей точки зрения.
Исходя из современного состояния теоретического содержания, «социальная педагогика» и «социальная работа» являются во многом перекрещивающимися понятиями. В широком смысле слова теория и практика социальной работы имеет широкое содержание, в рамках которого социально-педагогическая теория и деятельность вполне органично выглядят составной, но не единственной ее частью. Кроме этого, в содержание социальной работы включаются организационно-управленческие, правовые, экономические, психологические, медицинские и другие аспекты и технологии. Вместе с тем нередко предмет социально-педагогической теории и практики носит относительно специфический, но самодостаточный характер, и тогда образовательно-воспитательные технологии выступают на первый план, а социальный педагог становится интегративным представителем профессии социального работника.
Таким образом, любой социальный работник (рядовой работник, руководитель, любой специалист социальной работы) должен быть подготовлен и в социально-педагогическом отношении: такого рода знания, умения и навыки являются необходимым компонентом, обеспечивающим его профессиональную состоятельность. Социальный работник должен, по крайней мере, не упускать педагогические аспекты свой деятельности, не забывать об использовании педагогических средств для решения социальных проблем. Он должен научиться давать педагогическую оценку происходящим в его области процессам и предвидеть социальные последствия педагогических технологий. Вместе с другими видами социально-гуманитарного знания и деятельности они определяют в значительной степени, станет или не станет социальный работник бездушным исполнителем, формалистом, бюрократом.
Назначение социальной педагогики (цель) — способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Своеобразие — это то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрасте, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).
Предметом социальной педагогики является — социально-педагогический процесс, определяющий содержание, принципы, формы и методы исследования (практической деятельности) и условия его реализации. Непосредственно содержательный компонент предмета определяется разделом социальной педагогики.