Содержание и методика педагогической деятельности — Социализация — как развитие социального в человеке

Социализация — как развитие социального в человеке

Как известно американский психолог Т. Парсонс предложил термин «социализация» для обозначения того процесса, который проходит человек на протяжении всей жизни, приобретения знаний об обществе и самом себе, развития социальных навыков и умений, интернализации всей его культуры. В связи с этим объективно складывающийся процесс обусловлен потребностью общества в своем воспроизводстве и постоянном совершенствовании. Человек в отличие от животного рождается не готовым для жизни в обществе, и он должен, если хочет себя реализовать как индивид, пройти процесс очеловечивания, составными частями которого являются усвоение социального опыта, традиций, приобретение и в необходимых случаях обновление (компенсация) социальной роли и социального статуса.

Социализация, как по содержанию, так и по средствам представляет собой сложный процесс взаимодействия человека с различными факторами начиная с природы и кончая самим собой. Ее осуществляют общество в целом и государство в особенности, они призваны постоянно, в различных формах и на различных уровнях заниматься регулированием этого взаимодействия. При этом в любых случаях присутствует педагогическая деятельность как организованный целенаправленный процесс включения образовательно-воспитательными способами различных поколений, слоев населения индивидов в систему социальных ценностей и социальных ролей. Любое общество и государство стремятся сформировать определенный тип человека, который в наибольшей степени соответствует определенным социальным идеалам и заинтересованы в том чтобы его члены прошли, например, поло-ролевую (овладение ролями мужчины или женщины), профессиональную (компетентное участие в различных сферах общественной жизни), политическую (становление законопослушных граждан) и иные виды социализации. В то же время каждый человек стремится к самоопределению, самоутверждению и самореализации как индивида. Эти задачи и цели невозможно осуществить без обучения и воспитания вообще, без социального обучения и воспитания, или социальной педагогики, в частности.

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений (в том числе в микросоциум; в систему ролей, прав и обязанностей гражданина). Иными словами, социализацию можно рассматривать как процесс приобщения человека к жизни, к новым для него социальным условиям. Жизненный опыт родителей, а также их общественный опыт не передаются через механизмы генной наследственности. Поэтому каждый человек приобретает социальный опыт прижизненно в процессе своей жизнедеятельности.

Социализация в каждый возрастной период жизни человека (детство, юность, зрелость, старость) имеет свои специфические особенности.

Наиболее интенсивно социализация протекает в детские и юношеские годы. В эти периоды важнейшими институтами социализации являются семья и образовательные учреждения.

С позиций социальной психологии «социализация характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего в результате обучения и воспитания) сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию».

С философских позиций социализацию рассматривают как совершенствование социальных отношений.

Педагогический аспект социализации переплетается с философским и психологическим. Усваивая социальный опыт, ценности, нормы, установки общества и социальных групп, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, приобретает готовность к преобразовательской деятельности.

Вы здесь: Главная Социальная работа Содержание и методика педагогической деятельности