Содержание и методика педагогической деятельности — Классификация дезадаптированных детей
- Содержание и методика педагогической деятельности
- Социальное саморазвитие человека
- Назначение, объект и предмет социальной педагогики
- Функции социальной педагогики
- Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
- Общая характеристика основных принципов социальной педагогики
- Социализация — как развитие социального в человеке
- Факторы и психологические механизмы социализации
- Принципы социализации
- Социальное становление личности
- Социальное воспитание и самовоспитание
- Понятие социально-педагогической технологии
- Формы и уровни социально-педагогических технологий
- Типы социально-педагогических технологий
- Методика социально-педагогической деятельности
- Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности
- Типы семей
- Типы семейных отношений
- Диагностика семьи
- Cемьи по типу воспитательных ошибок
- Семьи безработных граждан
- Многодетные семьи
- Опека и попечительство
- Социально-педагогическая деятельность при усыновлении
- Система государственного попечения детей-сирот
- Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами
- Социально-педагогическая защита прав ребенка
- Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми
- Принципы отношения общества к пожилым людям
- Социальная реабилитация пожилого человека
- Девиантное и делинквентное поведение человека
- Классификация дезадаптированных детей
- Психосоциальная дезадаптация
- Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми
- Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД
- Лишение и восстановление родительских прав
- Социально-педагогическая служба школы
- Профилактика школьной дезадаптации
- Социальный работник учреждения здравоохранения
- Пенитенциарная (исправительная) педагогика
- Основные принципы пенитенциарной педагогики
- Основные направления воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения
- Page 43
- Педагогические требования к личности и деятельности социального работника
- Понятие педагогической культуры социального работника
- Основные компоненты структуры педагогической культуры
Классификация дезадаптированных детей и подростков
В педагогической практике достаточно сложными являются вопросы, связанные с классификацией трудных детей и подростков. От правильного определения той или иной категории трудновоспитуемого ребенка, причин его поведения, зависит эффективность работы социального работника, педагога, психолога и других специалистов, занимающихся данной проблемой.
В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации можно выделить:
- патогенную дезадаптацию;
- психосоциальную дезадаптацию;
- социальную дезадаптацию детей и подростков.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер. К ней можно отнести психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых лежат серьезные органические повреждения. Выделяют также психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. По оценкам специалистов, 15 — 20 % детей школьного возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплексной медико-педагогической помощи.
Существует следующая классификация патогенной дезадаптации детей и подростков:
1. Психопатоподобные нарушения резидуально-органического генеза.
Характеризуются дисгармоничностью эмоционально-волевой сферы. Чаще всего проявляются у детей и подростков в виде повышенной аффективной возбудимости или эмоционально-волевой неустойчивости (отсутствие волевых задержек, повышенная внушаемость, ведущая роль в поведении мотива получения удовольствия), импульсивности, повышенного фона настроения с одновременной склонностью к дисфориям (пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, недовольством окружающими, агрессивностью).
Эти проявления часто сочетаются с дефектами личности в виде недостаточной критики, нравственных качеств, преобладания примитивных эмоций, расторможения низших влечений, повышенного влечения к новым впечатлениям. Отмечаются также инертность и недостаточная целенаправленность психических процессов. Такие дети могут совершать антидисциплинарные поступки с раннего возраста, склонны к уходам из дома.
Эти расстройства требуют комплексного подхода к их лечению. Немаловажную роль играет и психотерапия, направленная на коррекцию нравственных качеств, симптомов повреждений нервно-психических функций, обусловленных органическим поражением головного мозга.
2. Неврозоподобные нарушения резидуально-органического генеза.
Проявляются у детей как тики, энурез, заикание. Наряду с этими расстройствами у детей могут отмечаться повышенная отвлекаемость, истощаемость, низкая работоспособность, так называемые патологические привычные действия: кусание ногтей, сосание пальцев и др. Эти нарушения нередко сочетаются с психопатоподобными проявлениями. Энурез квалифицируется как болезнь только у детей старше 4 лет, а ранее этого возраста он рассматривается как вариант нормы. Энурез может быть симптомом различных заболеваний (от урологических до эпилепсии), поэтому необходимо проведение дифференциальной диагностики. Неврозоподобный энурез, преимущественно ночной, характеризуется монотонностью, регулярностью, усиливается при соматических заболеваниях.
Нарушения психического здоровья компенсируются при упорном лечении, особенно если оно сопровождается правильным воспитанием. К концу периода полового созревания органические тики часто могут проходить и без лечения, но терапия безусловно ускоряет этот процесс .
3. Истерические проявления.
Истеричность может наблюдаться у самых маленьких. Главными чертами личностного фона выступают эгоцентризм, демонстративность, жажда внимания и потребность вызывать удивление и сочувствие. В характере этих детей обычно присутствуют также такие черты как внушаемость, инфантильность, несамостоятельность. При склонности к истерическому типу реагирования ребенок может бросаться на пол, тротуар, колотить ногами, добиваясь своего. Его демонстративное поведение рассчитано на менее стойкого воспитателя. Но воспитателям следует помнить: ребенок никогда и ничего не должен добиваться истериками. У подростков, если они стремятся привлечь к себе внимание, в первую очередь сверстников, могут проявляться такие нарушения поведения, как нежелание учиться и работать, употребление алкоголя и т.д. Также отмечается склонность к вызывающему поведению в общественных местах, ко лжи и фантазированию .
4. Депрессивные состояния.
Депрессия общепризнанно является одним из старейших по выявлению и наиболее распространенных нарушений. В целом депрессия понимается как психическое расстройство, которое оказывает воздействие на физические, физиологические и социальные функции индивида. Степень депрессивных проявлений имеет широкий диапазон от незначительных изменений настроения до серьезных психотических расстройств, которые могут привести к суициду.
У детей дошкольного возраста такие состояния стерты, обычно они проявляются в сомато-вегетативных, двигательных расстройствах и различных нарушениях поведения (расстройства сна, аппетита, беспокойство, плаксивость и др.). Отмечаются депрессивные проявления в психомоторике: страдальческое выражение лица, старческая осанка, тихий голос, наблюдаются суточные колебания настроения.
Для детей младшего школьного возраста при депрессивном состоянии характерны такие проявления, как пассивность, вялость, потеря интереса к играм, обидчивость. Общим признаком является утрата свойственных детям жизнерадостности, оптимистического мироощущения. У подростков более отчетливо выражен депрессивный синдром: подавленное настроение, интеллектуальная и моторная заторможенность, вялость, бездеятельность, угнетение подростковых поведенческих реакций, повышенная утомляемость.
Депрессивные состояния могут иметь также дистимическую окраску (сочетание астенических синдромов с отрицательными эмоциями, раздражительностью и капризностью), иногда со склонностью к эксплозивным (взрывным) реакциям.