Лекции по зоопсихологии. Часть 2 — Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Лекции по зоопсихологии. Часть 2
- Когнитивный подход к научению
- Латентное научение
- Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Феноменология
- Отличительные характеристики научения на основе образов
- Некоторые проблемные аспекты теории образного научения
- Научение на основе рассудочной деятельности
- Научение на основе инсайта
- Проблема инстинкта
- Теория инстинктов классических этологов
- Двигательная часть инстинктов состоит из комплексов фиксированных действий
- Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Структура инстинктивного поведения
- Психический компонент инстинктивного поведения
- Развитие поведения
- Импринтинг
- Чувствительный период для запечатления
- Импринтинг как научение
- Значение импринтинга
- Раннее обогащение среды
- Обеднение среды
- Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
Когнитивный аспект ассоциативного научения
Когнитивные процессы входят в структуру не только когнитивных форм научения, но, по-видимому, они сопровождают и ассоциативные формы приобретения опыта. Вероятно, ассоциативное научение — это не просто образование автоматической связи меду стимулом и реакцией. Существует предположение о том, что животные обладают механизмами обнаружения и узнавания причинных отношений. В природе временная связь между какими-либо событиями не всегда является причинной связью. Например, если кошка прыгает на яблоню, когда лает собака, а затем на землю падает яблоко, то мы скорее подумаем, что кошка, а не лай собаки, была причиной его падения. Точно также животные легче образуют ассоциации между одними типами стимулов, чем между другими. Например, крыса связывает отравление именно с незнакомой пищей, которую она съела несколько часов назад, а не с ударом молнии, который прозвучал недавно. Таким образом, можно сказать, что животные научаются ассоциировать два события, если отношение между ними соответствует тому, что обычно называют причинно-следственной связью. Таким образом, они способны усвоить, что одно событие (причина) предвещает второе (следствие) или говорит о его отсутствии в будущем (в отсутствие следствия). Условия для такого рода ассоциативного научения существуют, если исходить из гипотезы, что животные приспособлены для приобретения знаний о причинных связях в окружающей их среде. Итак, животные при ассоциативном научении, вероятно, умеют отличать потенциальные причины от фоновых (незначимых) стимулов, связывать истинные причинно-следственные отношения. Другими словами, животные способны приобретать знания о причинных связях в окружающей среде даже в условиях ассоциативного научения, в котором когнитивный компонент выражен те так ярко, как в когнитивных формах научения.
Когнитивные формы научения.
К когнитивным формам научения можно отнести, такие формы приобретения опыта, в которых когнитивный (познавательный) компонент входит важным и обязательным звеном в механизм образования ассоциации между связываемыми явлениями действительности. Этот компонент делает научение более эффективным и быстрым. Учитывая сложность этого механизма, надо признать, что эти формы научения появляются только на поздних стадиях эволюции животного мира, когда нервная система достигает определенного уровня развития в обработке информации. Наиболее хорошо эти формы приобретения опыта выражены у млекопитающих и птиц. Правда, есть данные о том, что высшие насекомые тоже, в какой-то мере, обладают способностью к приобретению знаний в когнитивной форме. К когнитивным формам научения можно отнести научение путем подражания, латентное научение (разобранное выше), научение на основе мысленных образов (образное поведение), рассудочную деятельность и инсайт.
Научение на основе мысленных образов (образное поведение).