Лекции по зоопсихологии. Часть 2 — Импринтинг как научение
- Лекции по зоопсихологии. Часть 2
- Когнитивный подход к научению
- Латентное научение
- Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Феноменология
- Отличительные характеристики научения на основе образов
- Некоторые проблемные аспекты теории образного научения
- Научение на основе рассудочной деятельности
- Научение на основе инсайта
- Проблема инстинкта
- Теория инстинктов классических этологов
- Двигательная часть инстинктов состоит из комплексов фиксированных действий
- Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Структура инстинктивного поведения
- Психический компонент инстинктивного поведения
- Развитие поведения
- Импринтинг
- Чувствительный период для запечатления
- Импринтинг как научение
- Значение импринтинга
- Раннее обогащение среды
- Обеднение среды
- Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
Импринтинг как научение
К.Лоренц считал, что импринтинг как научение имеет следующие особенности. Во-первых, импринтинг осуществляется в ограниченный период жизни — “критический период”. Большинство же других видов научения проявляются в течение всей жизни животного. Во-вторых, импринтинг необратим, то есть, возникнув в критический период, он не уничтожается последующим жизненным опытом, сохранясь на всю жизнь. В-третьих, импринтинг уникален в том отношении, что объект, на который будет направлено поведение, может быть определен задолго до первого осуществления этого поведения (долговременный аспект запечатления). В-четвертых, научение путем импринтинга не требует подкрепления. В-пятых, импринтинг — это научение, которое заранее генетически запрограммировано, то есть происходит на заранее определенной стадии развития животного. Исходя из этих особенностей, К.Лоренц пришел к выводу, что импринтинг принципиально отличается от других форм научения. Сейчас принято считать, что импринтинг, хотя, и имеет некоторые интересные особенности, но является одной из форм, так называемого, перцептивного научения, идущего на фоне оперантного обусловливания.
Перцептивное научение — это долговременное изменение восприятия какого-либо объекта или события в результате предшествующих восприятий этого же объекта или события.
Примером перцептивного научения может быть следующий эксперимент. Крысы, которым в раннем возрасте дают возможность ознакомиться с кругом или с треугольником, впоследствии будут обучаться различению этих фигур легче, чем крысы, не имевшие такого предварительного опыта. Показано, что животные, которые на ранних этапах своего развития лишаются перцептивного опыта, различают внешние стимулы хуже, чем нормальные животные.
Импринтинг связан также с инструментальным научением (оперантным обусловливанием). Бейтсон показал, что импринтированный объект служит подкреплением для реакции приближения к нему. То есть животное, один раз увидевшее некий объект, в последующем стремиться к нему, пытается сделать так, чтобы он опять появился. Например, если утенку на следующий день после вылупления показать движущийся по игрушечной железной дороге поезд, то позже его можно научить клевать железнодорожные столбики, если сразу после клевания мимо него будет пробегать эта игрушка. Интересно то, что, как показал Бейтсон, в течение нескольких дней после вылупления цыпленок ведет себя очень активно: он стремится обнаружить какой-нибудь объект и вступить с ним в контакт. В ходе такой активности он может путем оперантного обусловливания научиться выполнять какую-нибудь операцию, чтобы появлялся объект для импринтирования. Таким способом, Бейтсон научил цыплят нажимать на педаль, воздействие на которую приводило к включению света. Свет в данном случае служил объектом для запечатления. Хайнд предположил, что животное в процессе импринтинга научается воспринимать свою мать посредством перцептивного научения, а с помощью инструментального научения он научается тем реакциям, которые приводят его к ней.
Бейтсон обнаружил также еще одну интересную закономерность в ходе импринтинга, связанную с перцептивным научением. Им было показано, что по мере ознакомления цыпленка с заимпринтированным стимулом он начинает предпочитать слегка отличающиеся от него стимулы. Исследователь высказал интересное предположение, что в естественных условиях обитания такая тенденция играет весьма существенное значение в ознакомлении цыпленка с различными аспектами матери. Способность узнавать родителя “со всех точек зрения” развивается только после того, как птенец построит комплексную картину из всех сенсорных характеристик своего родителя.
Наконец, Мак-Фарленд обращает внимание еще на один аспект импринтинга как научения. Он считает, что импринтинг с функциональной точки зрения можно классифицировать как вид запрограммированного научения. Это такое научение, при котором животное заранее подготовлено эволюцией к тому, чтобы научиться определенным вещам в определенном возрасте. Это часто оказывается очень выгодным способом приспособления. Вместо того чтобы приспосабливаться к среде с помощью более сложных форм научения можно уже с рождения иметь готовность измениться в определенную сторону в определенное время. Зачем изобретать велосипед, если он уже кем-то сделан. Но ведь его можно совершенствовать и подгонять к новым условиям. Другими словами, импринтинг сочетает в себе преимущества научения, с одной стороны, и инстинкта, с другой. “Инстинктивное животное” будет кататься на выданном ему природой спортивном велосипеде, правда, не только по спортивной трассе, но и по горам, болотам… “Разумное животное”, не имея велосипеда, обязательно его изобретет. “Импринтированное животное” подгонит велосипед под конкретную дорогу. В этом отношении оно не гений, но талант.