Лекции по зоопсихологии. Часть 2 — Импринтинг
- Лекции по зоопсихологии. Часть 2
- Когнитивный подход к научению
- Латентное научение
- Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Феноменология
- Отличительные характеристики научения на основе образов
- Некоторые проблемные аспекты теории образного научения
- Научение на основе рассудочной деятельности
- Научение на основе инсайта
- Проблема инстинкта
- Теория инстинктов классических этологов
- Двигательная часть инстинктов состоит из комплексов фиксированных действий
- Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Структура инстинктивного поведения
- Психический компонент инстинктивного поведения
- Развитие поведения
- Импринтинг
- Чувствительный период для запечатления
- Импринтинг как научение
- Значение импринтинга
- Раннее обогащение среды
- Обеднение среды
- Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
Импринтинг
Впервые явление импринтинга было обнаружено еще в 1872 году исследователем Сполдингом, который изучал особенности поведения цыплят. Немецкий этолог Хейнрот уже в начале 20 века переоткрыл изученный Сполдингом феномен. Он наблюдал за поведением гусят, которые появлялись на свет в инкубаторе и, таким образом, не видели в первые периоды своей жизни родителей. Но они имели возможность наблюдать за Хейнротом, который изучал их поведение. После того, как подросших гусят помещали в клетку с их родителями, они, к удивлению исследователя, не проявляли к взрослым никаких сыновних чувств. Они убегали от гусыни, но зато пытались следовать за первым попавшимся человеком, который проходил мимо. В дальнейшем аналогичные наблюдения были сделаны К.Лоренцем, на основании чего была развита теория импринтинга, которая первоначально имела следующие положения. Во-первых, считалось, что на определенных ранних этапах развития (в, так называемый, критический период) в памяти молодого животного неизгладимо запечатлевается образ любого первого попавшегося на глаза движущегося предмета. Этот предмет молодое животное, вероятно, принимает за своего родителя, вследствие чего повсюду неотступно следует за ним. Во-вторых, акцент делался на том, что этот предмет обязательно должен двигаться. В качестве доказательства К.Лоренц приводил следующий эксперимент, который они провели вместе с Н.Тинбергеном. Только что вылупившегося гусенка поместили в комнату, где ему предъявили неподвижное чучело гусыни и подушку, которую стали перемещать. Оказалось, что гусенок предпочел движущийся предмет неподвижному, хотя последний, естественно, больше подходил на роль матери. Наконец, считалось, что запечатленный образ сохраняется у молодого животного на всю жизнь и сильно влияет на его сыновнее, половое и социальное поведение. Например, К.Лоренцом было показано, что гусенок, запечатлевший образ человека, в дальнейшем не признает больше птиц своего вида и после полового созревания проявляет интерес не к гусыням, а к человеку. Первоначальная теория К.Лоренца была в дальнейшем дополнена и в некоторых деталях существенно изменена.
Современные взгляды на импринтинг.
Большинство современных взглядов на импринтинг связаны с работами американского исследователя Бейтсона.
Какие объекты могут быть запечатлены?
Первый аспект этого вопроса — что в принципе может быть запечатлено? К.Лоренц утверждал, что заимпринтирован может быть любой движущийся предмет. В доказательство он приводит эксперименты, в которых матерью для вылупившихся цыплят становились футбольный мяч, картонная коробка, собака, человек и т.д. К.Лоренц в основном работал с гусятами и цыплятами. Дальнейшие эксперименты показали, что диапазон возможностей запечатления у других видов животных не столь широк, как у этих видов птиц. Так воронята не будут следовать за человеком. Они, как оказалось, могут запечатлеть только такой объект, который способен, во-первых, летать, а, во-вторых, иметь черный цвет. Таким образом, спектр объектов, которые могут быть запечатлены, сильно варьирует у разных видов животных и зависит от их врожденных особенностей.
Второй аспект — от чего зависит эффективность запечатления? Во-первых, как показал Бейтсон, до известной степени стимул тем эффективнее, чем больше он привлекает внимание животного. Например, запечатление бывает значительно сильнее, когда используется модель, разрисованная в полоску, по сравнению с моделью, выкрашенной белой краской. Но, с другой стороны, слишком бросающийся в глаза предмет, наоборот, может вызвать реакцию бегства, а не приближения. Утята, например, приближаются к человеку, который качается из стороны в сторону, но убегают, когда человек двигается слишком энергично. Во-вторых, у некоторых видов животных есть особые врожденные предпочтения. Например, цыплята больше всего готовы следовать за голубыми или оранжевыми объектами, а утята — за желто-зелеными. В-третьих, как правило, чем дольше животное следует за каким-либо объектом и чем больше знакомится с ним, тем меньше его привлекают другие объекты.
Кроме того, было обнаружено, что движение объекта запечатления не обязательно. Неподвижный объект тоже может привлекать молодых птиц при условии, что он контрастирует с фоном.