Лекции по зоопсихологии. Часть 2 — Развитие поведения
- Лекции по зоопсихологии. Часть 2
- Когнитивный подход к научению
- Латентное научение
- Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Феноменология
- Отличительные характеристики научения на основе образов
- Некоторые проблемные аспекты теории образного научения
- Научение на основе рассудочной деятельности
- Научение на основе инсайта
- Проблема инстинкта
- Теория инстинктов классических этологов
- Двигательная часть инстинктов состоит из комплексов фиксированных действий
- Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Структура инстинктивного поведения
- Психический компонент инстинктивного поведения
- Развитие поведения
- Импринтинг
- Чувствительный период для запечатления
- Импринтинг как научение
- Значение импринтинга
- Раннее обогащение среды
- Обеднение среды
- Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
Развитие поведения
Вопрос о развитии поведения является очень сложным и в настоящее время еще мало изученным. Развитие — это результат непрерывного динамического взаимодействия между генами и факторами внешней среды. Вопрос развития поведения включает несколько подходов.
Первый подход связан с анализом того, как гены влияют на поведение. Это направление в науке называется генетикой поведения. Современное состояние этой отрасли знания позволяет сформулировать следующее важное положение: изменения в генотипе глубоко влияют на внешне наблюдаемое поведение. Чтобы понять не тривиальность этой мысли, надо знать противоположную точку зрения. Противники этого положения считают, что гены, фактически, не играют никакой роли в контроле поведения, что все определяют средовые влияния. Как доказать, что это, на самом деле, не так? Это легко можно показать, если выращивать в совершенно одинаковых условиях животных, которые заведомо отличаются генетически. Если их поведение будет совершенно одинаковым, то надо будет признать, что различия в поведении определяются только внешними условиями. Эксперименты приводят нас к другому выводу. Так, взрослые особи большой синицы придерживают корм лапками, а взрослые зяблики никогда этого не делают, даже если они вылупились из яйца в гнезде большой синицы и были выращены ею. Скажут, что ведь это особи разных видов, а животные, принадлежащие одному виду, не подчиняются этому положению. Это высказывание тоже неверно. Показано, например, что домовые мыши из двух генетически разнородных линий при выращивании в одинаковых условиях обнаруживают значительные различия во многих формах активности: в агрессивном, половом поведении, постройке гнезда, научении и т.д. Таким образом, сейчас уже не вызывает сомнения, что генотип сильно влияет на поведение. На очереди стоят более сложные вопросы, связанные с этим направлением исследования развития поведения: сколько генов участвуют в контроле разных форм поведения; какие процессы опосредуют влияние генов на поведение и т.д. Желающим ознакомиться с этими проблемами можно посоветовать обратиться к книге Эрман Л., Парсонс П. “Генетика поведения и эволюция”. Данный вопрос освещается также в учебнике Д.Дьюсбери “Поведение животных. Сравнительные аспекты”.
Второй подход к вышеупомянутой проблеме связан с анализом влияния внешних факторов на развитие поведения. Исследования этого вопроса ведутся уже давно. Накопилось очень много фактов, выдвинуто много гипотез и теоретических положений. Разобраться с огромным количеством литературы по этой проблеме — не такая уж легкая задача. Разносторонний и глубокий обзор по данной теме дан в книге Р.Хайнда “Поведение животных”. Он рассматривает влияние внешних факторов на развитие двигательной активности, перцептивных способностей, обучения и т.д. Освещение всего этого заняло бы много места. Поэтому из всего многообразия для изучения было выбрано только два вопроса. Один связан с проблемой импринтинга, который является ярким и своеобразным примером средовых влияний на развитие поведения, а второй с проблемой влияния раннего опыта на поведение млекопитающих. Последний вопрос был выбран в связи с тем, что он является важным для психологов, так как имеет много интересных последствий для понимания развития поведения человека.