Лекции по зоопсихологии. Часть 2 — Обеднение среды
- Лекции по зоопсихологии. Часть 2
- Когнитивный подход к научению
- Латентное научение
- Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Феноменология
- Отличительные характеристики научения на основе образов
- Некоторые проблемные аспекты теории образного научения
- Научение на основе рассудочной деятельности
- Научение на основе инсайта
- Проблема инстинкта
- Теория инстинктов классических этологов
- Двигательная часть инстинктов состоит из комплексов фиксированных действий
- Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Структура инстинктивного поведения
- Психический компонент инстинктивного поведения
- Развитие поведения
- Импринтинг
- Чувствительный период для запечатления
- Импринтинг как научение
- Значение импринтинга
- Раннее обогащение среды
- Обеднение среды
- Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
Обеднение среды
Обеднение среды называют также депривацией. В типичном случае детенышей выращивают в условиях, когда они либо изолированы от особей своего вида, либо лишены каких-либо раздражителей. Например, лишая животное возможности взаимодействовать с той или иной сенсорной модальностью (например, выращивать его в полном темноте), можно проследить как это повлияет на развитие его сенсорно — перцептивных систем. Детенышей можно лишать матери, возможности играть со своими сверстниками и т.д. Рассмотрим некоторые случаи влияния депривация на определенные формы поведения животных.
Влияние обеднения среды на социальное поведение обезьян. Опыты Гарри Ф.Харлоу на макаках-резусах.
Американский исследователь Г.Харлоу провел очень интересные эксперименты на детенышах макак-резусов. Он выращивал обезьян в условиях разной степени депривации. Например, детеныша помещали в условия, в которых он не мог общаться с другими обезьянами, в частности, со своей матерью. Последнюю заменяла модель, покрытая плюшем. Такие “матери” были необходимы многим детенышам как предмет, к которому можно было прижиматься и проявлять другие реакции, выражающие привязанность и в норме адресованные матери. Выращенные в условиях такой депривации обезьяны обнаруживали сильные нарушения репродуктивного поведения. Некоторые обезьяны не только отказывались спариваться, но и в более раннем возрасте обнаруживали склонность к аномальным манипуляциям с ротовой полостью, обнаруживали апатию и безразличие к внешней стимуляции. С большим трудом удалось добиться спаривания нескольких самок. Но оказалось, что эти матери совершенно не способны были выполнять свои функции: они игнорировали детенышей, жевали их ладони и ступни, бросали их лицом на пол. Если такую обезьяну помещали с нормальными сверстниками, она навлекала на себя сильные проявления агрессии. Таким образом, видно, что мать сильно влияет на развитие социального поведения детеныша. Правда, трудно сказать, каким образом это происходит, так как почти невозможно уловить те факторы в поведении молодой обезьяны и ее матери, которые способствуют развитию такого поведения.
Р.Хайнд исследовал влияние уровней изоляции, гораздо менее радикальных, чем в опытах Харлоу. Детеныш макаки-резуса воспитывался матерью до 6 месяцев в группе других обезьян. Потом стали периодически удалять мать от сына на несколько дней. В таких случаях опеку за маленькой обезьяной брали другие самки. Тем не менее, в поведении резуса обнаружились большие изменения: он чаще издавал крики тревоги, меньше двигался и больше времени проводил в очень характерной сгорбленной позе. Когда мать возвращалась, обычно детеныш сразу же устремлялся к ней и проводил гораздо больше времени, держась за нее, чем это было до разлуки. Характер его отношений с матерью отличался от нормального для 6-ти месячного детеныша.
В систематических исследованиях такого рода было сделано несколько выводов, явно сопоставимых с тем, что известно о людях. Известно, что отделение матери от ребенка в период от 18 месяцев до 3 лет ведет к увеличению риска психологических нарушений в юности. При обсуждении влияния роли раннего опыта в развитии необходимо отметить, сколь глубоко влияет на формирование нормальных спокойных взаимоотношений между матерью и детенышем даже короткий перерыв в них. Последствия такого перерыва для детенышей обезьян оказываются очень устойчивыми. Так, даже через несколько лет Р.Хайнд мог отличить обезьян, разлучавшихся с матерью, по их большей пугливости в незнакомой обстановке.