Лекции по зоопсихологии. Часть 2 — Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Лекции по зоопсихологии. Часть 2
- Когнитивный подход к научению
- Латентное научение
- Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Феноменология
- Отличительные характеристики научения на основе образов
- Некоторые проблемные аспекты теории образного научения
- Научение на основе рассудочной деятельности
- Научение на основе инсайта
- Проблема инстинкта
- Теория инстинктов классических этологов
- Двигательная часть инстинктов состоит из комплексов фиксированных действий
- Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Структура инстинктивного поведения
- Психический компонент инстинктивного поведения
- Развитие поведения
- Импринтинг
- Чувствительный период для запечатления
- Импринтинг как научение
- Значение импринтинга
- Раннее обогащение среды
- Обеднение среды
- Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
К.Лоренц считал, что каждый инстинкт имеет собственный “резервуар” специфической энергии. Количество энергии в этом резервуаре постепенно возрастает, пока животное воздерживается от КФД, а при неоднократном повторении КФД уровень энергии снижается. Таким образом, легкость запускания инстинкта зависит от уровня специфической энергии действия в данный момент времени.
По мере накопления этой энергии запуск КФД может достигаться с помощью стимулов, все менее и менее сходных с идеальным знаковым стимулом. В доказательство этого положения К.Лоренц приводил следующий эксперимент, проведенный одним из основателей этологии У.Крэйгом на самце горлицы. Самец в брачный период при виде самки начинает токовать. Крэйг после появления такого поведения убрал самку. Дальнейшее поведение животного К.Лоренц описывал так: “Через несколько дней после исчезновения самки своего вида самец горлицы был готов ухаживать за белой домашней голубкой, которую он перед тем полностью игнорировал. Еще через несколько дней он пошел дальше и стал исполнять свои поклоны и воркованье перед чучелом голубя, еще позже — перед смотанной в узел тряпкой; и, наконец, через несколько недель одиночества стал адресовать свое токование в пустой угол клетки, где пересечение ребер ящика создавало хоть какую-то оптическую точку, способную задержать его взгляд”. С точки зрения физиологии, К.Лоренц объяснял это поведение снижением порога раздражимости для данного инстинктивного акта. Он также говорил о том, что аналогичная особенность наблюдается и в поведении человека: “Это явление настолько распространено и закономерно, что народная мудрость уже давно с ним освоилась и облекла в простую форму поговорки: “При нужде черт муху слопает”; Гете выразил ту же закономерность словами Мефистофеля: “С отравой в жилах, ты Елену в любой увидишь непременно”. Так оно и есть! А если ты голубь — то, в конце концов, увидишь ее и в старой пыльной тряпке, и даже в пустом углу собственной тюрьмы”.
Уровень специфической энергии может стать таким высоким, что КФД будет возникать вообще без всякого стимула; это явление получило название “активности вхолостую”. Примером его может описанный выше случай со скворцом, который в отсутствие насекомых совершал движения, характерные для охоты за ними.
Это положение теории инстинктов имеет одно важное следствие. Бихевиоризм утверждал, что поведение животных и человека является по преимуществу реактивным, то есть оно проявляется только в ответ на внешний стимул. К.Лоренц показал, что есть спонтанные реакции, которые проявляются без видимого внешнего стимула. Причем спонтанная активность обусловлена “накоплением” энергии инстинкта, которое происходит при долгом отсутствии разряжающего стимула. Отсюда К.Лоренц сделал следующий вывод: “В принципе, каждое подлинно инстинктивное действие, которое … лишено возможности разрядиться, приводит животное в состояние общего беспокойства и вынуждает его к поискам разряжающего стимула”. Следовательно, животное толкает что-либо делать внутренняя сила, энергия инстинкта. Внешние стимулы только ориентируют или запускают эту активность. У Лоренца, другими словами, акцент делался на том, что главной движущей силой поведения является именно внутренняя составляющая, а не внешняя. У бихевиористов делается акцент на внешнюю среду, организм же, по сути, является пассивным началом. Об этом различии во взгляде бихевиористов и этологов на степень активности животного организма французский исследователь поведения Р.Шовен образно высказался так: “Главной концепцией, лежащей в основе теорий объективистов (этологов), служит представление об организме как о “горячем коне”, стремящемся растратить запас своей энергии, но для этого ему нужно преодолеть различные внутренние барьеры, которые исчезают при действии вполне определенных раздражителей. Если это произойдет слишком поздно, то избыток энергии может разрядиться в “холостой активности”. Для “рефлексологов (бихевиористов) … организм всего лишь “ленивый осел”, реагирующий только на “палочные удары” раздражителей и сразу же перестающий действовать, если их прекратить”.