Лекции по зоопсихологии. Часть 2 — Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Лекции по зоопсихологии. Часть 2
- Когнитивный подход к научению
- Латентное научение
- Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Феноменология
- Отличительные характеристики научения на основе образов
- Некоторые проблемные аспекты теории образного научения
- Научение на основе рассудочной деятельности
- Научение на основе инсайта
- Проблема инстинкта
- Теория инстинктов классических этологов
- Двигательная часть инстинктов состоит из комплексов фиксированных действий
- Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Структура инстинктивного поведения
- Психический компонент инстинктивного поведения
- Развитие поведения
- Импринтинг
- Чувствительный период для запечатления
- Импринтинг как научение
- Значение импринтинга
- Раннее обогащение среды
- Обеднение среды
- Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
КФД вызываются простыми, но высокоспецифичными стимулами, которые были названы этологами сигнальными стимулами. Также их называют знаковыми стимулами, ключевыми раздражителями или релизерами.
Главной особенностью сигнальных стимулов является то, что они, как правило, составляют только какую-то часть общей структуры стимула, часто очень простую. Например, для самца колюшки, как уже говорилось, сигнальным стимулом для запуска агрессивного поведения, связанного с реакцией нападения, является красный цвет в нижней части объекта-раздражителя. Это было установлено, благодаря экспериментам Н.Тинберегена, которые были связаны с применением моделей — искусственных объектов, обладающих характерными признаками естественных стимулов, на которые вызывается КФД. Оказалось, что даже очень грубые модели, нижняя поверхность которых окрашена в красный цвет, более эффективны для запуска агрессивного поведения колюшки, нежели близкая к естественной однотонная модель. Другими словами, именно определенный цвет в определенном месте объекта, а не форма или другие более сложные признаки являются сигнальным стимулом для соответствующего поведения самца колюшки.
5. Сигнальный стимул запускает КФД благодаря действиюврожденного пускового механизма (ВПМ).
ВПМ — это механизм, благодаря которому снимается торможение с активированного в данный момент КФД в результате воздействия на этот механизм сигнального стимула.
Этологи считали, что осуществление активированного КФД подавляется процессами активного торможения, исходящими из нервной системы. Предполагалось, что ВПМ — это некая специфическая структура в головном мозге, которая может снять это торможение. ВПМ как бы сдерживает накопившуюся в данном инстинкте энергию и начинает работать только тогда, когда “опознает” специфический знаковый стимул. Таким образом, каждому инстинкту соответствует свой специфический ВПМ. С другой стороны, каждому ВПМ соответствует свой собственный сигнальный раздражитель. Причем специфический сигнальный стимул подходит к своему специфическому ВПМ как ключ к замку. Но при всем этом надо знать, что выбор поведения определяется не сигнальным раздражителем, воздействующим на ВПМ, а активированным в данный моментом инстинктом. Именно он определяет, какая часть внешней информации будет блокирована, а какая сможет пройти, чтобы, в конце концов, стимулировать главный моторный центр данной реакции.
6. Хотя инстинктивные действия тонко приспособлены к внешней среде, они осуществляются без какого-либо осознания их цели.
Инстинкты — это изумительно целесообразные реакции, но они совершаются “вслепую”. Это уже было показано на примере поведения роющей осы, которая 40 раз подряд демонстрировала бесполезные заползания в норку.
Изложенные шесть положений отражают, с нашей точки зрения, наиболее важные стороны теории инстинктов, которая была разработана этологами-классиками Н.Тинбергеном и К.Лоренцом. Наиболее слабым звеном этой теории является, по-видимому, крайняя позиция, которую занимал К.Лоренц в отношении проблемы “врожденное-приобретенное”. Именно она вызвала многочисленные критические замечания, которые были высказаны не только сторонниками бихевиоризма, но и некоторыми этологами, в частности, Р.Хайндом, Н.Тинбергеном и др. В следующей лекции будут рассмотрены некоторые аспекты развития поведения в онтогенезе животных, где упомянутая проблема будет проанализирована более подробно.