Лекции по зоопсихологии. Часть 2 — Значение импринтинга
- Лекции по зоопсихологии. Часть 2
- Когнитивный подход к научению
- Латентное научение
- Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Феноменология
- Отличительные характеристики научения на основе образов
- Некоторые проблемные аспекты теории образного научения
- Научение на основе рассудочной деятельности
- Научение на основе инсайта
- Проблема инстинкта
- Теория инстинктов классических этологов
- Двигательная часть инстинктов состоит из комплексов фиксированных действий
- Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Структура инстинктивного поведения
- Психический компонент инстинктивного поведения
- Развитие поведения
- Импринтинг
- Чувствительный период для запечатления
- Импринтинг как научение
- Значение импринтинга
- Раннее обогащение среды
- Обеднение среды
- Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
Значение импринтинга
Импринтинг, как любое другое научение, позволяет животному приспосабливаться к конкретным условиям существования. Но, как было сказано, запечатление является своеобразным способом приобретения опыта, который, к тому же, наиболее ярко выражен только у птиц и некоторых млекопитающих. Возникает закономерный вопрос, почему одним видам животных нужно таким способом узнавать о свойствах их местообитания, родителей или будущих партнеров, тогда как у других видов животных импринтинг не известен? Аргументированного ответа на этот вопрос пока нет.
К.Лоренц полагал, что импринтинг имеет большое значение для опознания особей своего вида, однако в позднейших исследованиях было показано, что он не играет в этом существенной роли. Птицы, принадлежащие к видам, у которых очень четко проявляется феномен импринтинга, тем не менее, могут адекватно взаимодействовать с себе подобными, даже, если у них не было соответствующего опыта.
Импринтинг имеет, вероятно, большое значение для тех видов животных, для которых привязанность к родителям, а также к семейной группе или к особи противоположного пола составляет важный аспект их социальной организации. Бейтсон выделяет несколько моментов этого аспекта импринтинга.
Первый момент. Без импринтинга, в частности, птенцам было бы сложнее выделять своих родителей среди прочих представителей стаи. А это очень важно, так как чужие взрослые птицы могут напасть на них, что неоднократно наблюдалось этологами у чаек. В генах молодого животного может быть записана только модель средней взрослой птицы. Если бы у птенцов было только такое врожденное опознание, без уточнения конкретных признаков своей “мамы”, то они следовали бы и за чужими птицами в стае, принимая их за родителя, что могло привести их к гибели. Тонкие признаки внешнего вида и других признаков родителей не могут быть записаны в генах, а устанавливаются птенцами именно в процесс импринтинга.
Второй момент. Импринтинг, позволяя животному различать близких сородичей, впоследствии помогает ему выбрать несколько отличающегося партнера, за счет чего устанавливается равновесие между близкородственным скрещиванием (инбридингом) и не родственным спариванием (аутбридингом). Что это значит? Считается, что ни полный инбридинг, ни полный аутбридинг не является полезным. Близкородственное скрещивание (например, при браке родного брата и сестры) приводит к большой вероятности того, что у потомства некоторые летальные гены (приводящие к смерти организма) окажутся в двойной дозе (то есть в гомозиготном состоянии), что приведет к гибели их носителей. Слишком отдаленные скрещивания также могут оказаться нежелательными вследствие генетической несовместимости. Где именно находится золотая середина, предсказать нелегко. Наиболее оптимальное решение — это компромисс между этими типами скрещивания. Животное должно найти себе полового партнера, который был бы ему в какой-то степени родственником, например, на уровне двоюродного родства. Эксперименты Бейтсона подтверждают то, что птицы стремятся спариваться не с родными родственниками, а с разумно удаленными в родстве. Так куропаткам в экспериментальной установке, названной “Амстердамский аппарат”, предлагалось выбрать себе партнера из индивидуумов противоположного пола, выстроившихся за миниатюрными витринами. Оказалось, что они отдавали предпочтения двоюродным птицам перед родными и не родственными птицами. Но каким образом такого родственника можно распознать? Бейтсон считает, что для того, чтобы птица могла распознать своего родственника, она должна научиться узнавать своих семейных собратьев не сразу после рождения, а тогда, когда они приобретут признаки молодого животного, и это обеспечит надежное опознание их облика, когда они станут взрослыми. Это становится возможным, если предположить, что начало полового импринтирования совпадает по времени с появлением у птиц взрослых признаков. Этот факт подтвердился, в частности, на кряквах и домашних курицах. Таким образом, в результате полового импринтирования своих собратьев птицы, достигнув половозрелого состояния, обычно выбирают брачных партнеров, которые достаточно, но не слишком похожи на этих собратьев. Если импринтирование родителей уменьшает вероятность быть съеденным на ранних стадиях развития, то половое импринтирование повышает вероятность оставить полноценное потомство.
Эти исследования приводят к пониманию некоторых закономерностей в половом поведении человека. Например, существуют данные, свидетельствующие о том, что если будущие супруги проводят вместе свое раннее детство, то их брак оказывается неблагополучным. Это связано с тем, что у них отсутствует половое влечение друг к другу. Например, это было установлено при анализе тайванских браков по договоренности, где невеста, еще, будучи маленьким ребенком, удочеряется семьей своего будущего мужа. В данном случае, вероятно, большое воздействие оказывает негативный половой импринтинг.
Влияние раннего опыта на поведение млекопитающих.
Данные об импринтинге у птиц и некоторых млекопитающих послужили стимулом к проведению исследований по выяснению того, как влияет ранний опыт, условия воспитания на поведение человека. Понятно, что наиболее важные факты по этой проблеме могли быть получены в экспериментах на млекопитающих, в особенности, на человекообразных обезьянах. Использовалось два вида влияний внешней среды на развитие животных: организм помещали либо в обогащенную, либо в обедненную среду.