Лекции по зоопсихологии. Часть 2 — Психический компонент инстинктивного поведения
- Лекции по зоопсихологии. Часть 2
- Когнитивный подход к научению
- Латентное научение
- Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Феноменология
- Отличительные характеристики научения на основе образов
- Некоторые проблемные аспекты теории образного научения
- Научение на основе рассудочной деятельности
- Научение на основе инсайта
- Проблема инстинкта
- Теория инстинктов классических этологов
- Двигательная часть инстинктов состоит из комплексов фиксированных действий
- Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Структура инстинктивного поведения
- Психический компонент инстинктивного поведения
- Развитие поведения
- Импринтинг
- Чувствительный период для запечатления
- Импринтинг как научение
- Значение импринтинга
- Раннее обогащение среды
- Обеднение среды
- Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
Психический компонент инстинктивного поведения
Что отражает животное, когда совершает какой-либо инстинктивный акт? Отечественная психология утверждает, что чем выше двигательная активность, тем богаче психическое отражение, так как психическое отражение возникает в ходе взаимодействия организма с окружающей средой, а в этом взаимодействии решающую роль играет двигательная активность. По мере приближения к завершающей стадии движения животного становятся более ограниченными, однообразными и стереотипными. Следовательно, можно предположить, что таким же бедным и ограниченным становиться и отражение организмом окружающей действительности. Напротив, в поисковую фазу, когда животное перерабатывает большое количество информации и когда двигательная активность наиболее богатая и разнообразная, психическое отражение также отличается богатством и всесторонностью. Здесь животное перерабатывает большое количество новой информации, сталкивается с разнообразными раздражителями, выбирает путь из разных альтернатив и т.д. Но как только оно подпадает под действие ключевого стимула, психическое отражение сразу же сужается до границ отражения этого раздражителя. Животное как бы полностью поглощается этим стимулом, который запускает врожденную последовательность стереотипных движений. По мере приближения к завершающей фазе постепенно уменьшается свобода действий животного. При этом, как правило, ключевой раздражитель представляет собой какой-то простой и элементарный признак объекта. Часто низкоорганизованные животные воспринимают сам раздражитель в отрыве от объекта, которому он принадлежит. Таким образом, можно предположить, что на завершающей стадии животное получает лишь весьма неполную, “однобокую” информацию о некоторых признаках объектов. Субъективный мир, вероятно, ограничивается в основном эмоциональным фоном, сопровождающим инстинктивный акт.
Таким образом, на консумматорной фазе инстинктивного поведения обнаруживается очень бедное, крайне поверхностное и ограниченное отражение внешнего мира, которое обусловлено, в частности, стереотипностью и бедностью совершаемых движений. Все богатство психического отражения приурочено к аппетитивной фазе инстинктивного поведения.