Лекции по зоопсихологии. Часть 2 — Раннее обогащение среды
- Лекции по зоопсихологии. Часть 2
- Когнитивный подход к научению
- Латентное научение
- Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Феноменология
- Отличительные характеристики научения на основе образов
- Некоторые проблемные аспекты теории образного научения
- Научение на основе рассудочной деятельности
- Научение на основе инсайта
- Проблема инстинкта
- Теория инстинктов классических этологов
- Двигательная часть инстинктов состоит из комплексов фиксированных действий
- Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Структура инстинктивного поведения
- Психический компонент инстинктивного поведения
- Развитие поведения
- Импринтинг
- Чувствительный период для запечатления
- Импринтинг как научение
- Значение импринтинга
- Раннее обогащение среды
- Обеднение среды
- Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
Раннее обогащение среды
Под “обогащением” среды понимают введение каких-либо факторов, дополняющих или усложняющих обычную среду, в которой развивается животное. Это могут быть такие факторы, как взятие на руки, поглаживание, воздействие электрическим током, помещение в клетку различных предметов и т.д. Поведение животного, выращенного в такой среде, сравнивают с поведением контрольных животных, выращенных в обычных лабораторных условиях. Хотя интерпретация результатов таких экспериментов очень сложна, так как она осложняется такими факторами, как генетические различия сравниваемых животных, трудность учета большого числа переменных, которые могут влиять на поведение и т.д., на основании их все-таки можно сделать некоторые обобщения, связанные с проблемой влияния внешней среды на развитие поведения.
Было описано множество эффектов, вызываемых обогащением среды в раннем возрасте. Наиболее часто наблюдаются следующие явления. Во-первых, у животных ускоряется рост и развитие. Например, взятие в руки крысят в раннем возрасте приводит к увеличению их веса по сравнению с контрольными животными. Во-вторых, происходит ослабление эмоциональной реактивности. Это выражается в следующем. Например, впервые попав в большую ярко освещенную камеру (в, так называемое, “открытое поле”) эти крысы передвигаются и исследуют ее гораздо активнее, чем контрольные, которые проводят больше времени, прижимаясь к полу, а если и передвигаются, то забиваются в углы. Другими словами крысы, выращенные в обогащенных условиях среды, оказываются менее “эмоциональными” при пугающих воздействиях. В-третьих, происходит улучшение результатов в задачах, связанных с научением. В-четвертых, у таких животных наблюдаются более адекватные реакции на стресс. Например, при помещении крысят, выращенных в обогащенной среде, в новую обстановку они реагируют на это умеренным выбросом кортикостероидов. Другими словами, они испытывают в этих условиях меньший стресс, по сравнению с контрольными животными. Наконец, у таких организмов происходят существенные изменения в развитии нервной системы. У крыс, выросших в усложненной среде, вес подкорковых и корковых отделов мозга был больше. Кроме того, наблюдалось увеличение толщины коры и более сильное ветвление дендритов нервных клеток.
Большое влияние на результаты подобных опытов оказывает время, когда производилось такое воздействие. Например, у крыс и мышей период особенно высокой чувствительности ко многим воздействиям приходится на первые пять дней жизни. Правда, некоторые эффекты обнаруживаются и при стимуляции в более позднем возрасте. Поэтому было сделано предположение, что для эффектов обогащения внешней среды в раннем возрасте истинно критического периода не существует. Можно определить лишь период максимальной чувствительности к качеству и количеству стимуляции, а также к другим подобным факторам.
Дьюсбери делает следующие выводы относительно интерпретации экспериментов с обогащением среды. Все согласны в том, что обогащение внешней среды в раннем возрасте глубоко влияет на поведение взрослого животного. Относительно природы переменных, вызывающих таки изменения, тоже нет больших разногласий. Однако, эти переменные, по-видимому, взаимодействуют в различных условиях по-разному, и это приводит к невероятному разнообразию конкретных результатов и порождает много споров относительно их интерпретации. Более интересно знать именно то, к какому конкретно изменению в поведении приводит то или иное конкретное изменение среды. Но, часто ответить на этот вопрос не представляется возможным.