Лекции по зоопсихологии. Часть 2 — Теория инстинктов классических этологов
- Лекции по зоопсихологии. Часть 2
- Когнитивный подход к научению
- Латентное научение
- Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Феноменология
- Отличительные характеристики научения на основе образов
- Некоторые проблемные аспекты теории образного научения
- Научение на основе рассудочной деятельности
- Научение на основе инсайта
- Проблема инстинкта
- Теория инстинктов классических этологов
- Двигательная часть инстинктов состоит из комплексов фиксированных действий
- Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Структура инстинктивного поведения
- Психический компонент инстинктивного поведения
- Развитие поведения
- Импринтинг
- Чувствительный период для запечатления
- Импринтинг как научение
- Значение импринтинга
- Раннее обогащение среды
- Обеднение среды
- Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
Теория инстинктов классических этологов
Прежде всего, классические этологи стремились очистить концепцию инстинкта от психологического и философского груза представлений Мак-Дугалла, Спенсера и других ученых, подорвавших доверие к этому понятию, и создать жизнеспособный конструкт для биологического исследования эволюции поведения.
Основная идея Лоренца заключалась в следующем. У каждого животного можно выделить такие поведенческие акты, которые появляются при видимом отсутствии научения. Примером может служить описанное выше поведение собаки, родившей щенят. Но при этом эти акты являются адаптивными. Как можно объяснить развитие адаптивного поведения, не привлекая телеологических представлений, согласно которым животное может понимать и предвидеть особенности внешней среды? Как узнает собака, что делать со своими щенятами, если она ни разу в жизни не видела, как это делается? Неужели она понимает, что отгрызание пуповины является необходимым актом, без которого все остальные движения будут бессмысленными? Да, животное некоторым целесообразным актам может научиться. Щенок в процессе развития научается связывать запах мяса с самим мясом. Как только он учует запах пищи, у него начинает выделяться слюна, что способствует быстрому перевариванию. Это целесообразно и это можно объяснить образованием натурального условного рефлекса. Но как объяснить целесообразность поведения роющей осы, поражающей сверчка таким образом, чтобы он не умер, а только перестал двигаться, так как это выгодно для ее потомства? Лоренц попытался с естественнонаучной точки зрения объяснить причины целесообразности некоторых форм поведения животных, которые он называл инстинктивными, так же, как Ч.Дарвин попытался в свое время показать целесообразный характер приспособлений живых организмов к внешним условиям обитания без привлечения идеи бога.
Основные положения теории инстинктивного поведения.
1. Инстинкты генетически детерминированы, то есть являются врожденными.
Инстинкты являются генетически детерминированными, так как, они возникают у каждого вида животных в результате действия естественного отбора, который оказывает влияние только на генотипические признаки, проявляющиеся в фенотипе. Следовательно, инстинкты являются врожденными признаками животного. То есть, животное рождается уже с готовыми программами реагирования на внешние условия среды. Вторым следствием врожденности является то, что инстинктивные акты являются адаптивными (изначально целесообразными). Так же, как естественный отбор, например, создает адаптивную покровительственную окраску бабочки, которая помогает ей избежать нападения хищника, также он создает инстинктивное поведение бабочки, связанное со стремлением держаться на темных деревьях, так как там она менее заметна.
Данное положение теории этологов в своей биологической части безупречно. Оно прекрасно вскрывает причину целесообразности некоторых форм поведения, которые не возникают в результате научения. Но спор в свое время возник вот о каком аспекте этого положения. Возможно ли, вообще, говорить, что данное поведение является врожденным, а данное — приобретенным? Как будет показано дальше, проблема врожденности и приобретенности является очень не простой. С одной стороны, можно сказать, что любое поведение, даже связанное с научением, является, в конечном счете, генетически детерминированным. С другой стороны, любое поведение в своем развитии испытывает влияние условий окружающей среды, значит, в широком, смысле является приобретенным.
К.Лоренц говорил, что врожденное поведение — это такое поведение, которое, с одной стороны, имеет генетическую основу, с другой стороны, такое, которое развивается независимо от влияний внешней среды, по строгому генетическому плану. Если первая часть этого определения не вызывает сомнения, она подтверждается многими фактами, то вторая, на которой К.Лоренц акцентировал внимание при характеристике врожденного поведения, в большинстве случаев не является необходимой. Это будет показано в лекции, посвященной развитию поведения.
То, что поведение, а не только отдельные его формы, имеют генетическую основу, подтверждается следующими фактами. Во-первых, некоторые формы внешней активности у близких видов являются гомологичными и в этом отношении они схожи с другими гомологичными (не поведенческими) признаками близкородственных видов. Гомологичными признаками называют такие врожденные признаки организмов, которые являются сходными у организмов разных видов. Например, у уток и гусей есть такие гомологичные внешние признаки, как крылья, определенная форма клюва и т.д. Эти признаки имеют генетическую основу, а не появляются у каждого организма отдельно в результате модификационной изменчивости. Как показал К.Лоренц, у этих же видов птиц есть также гомологичные ритуальные движения (поведенческие признаки), которые очень сходны между собой. Причем различие между ритуальными движениями увеличивается по мере уменьшения степени родства между видами. Во-вторых, некоторые поведенческие признаки подчиняются законам наследственности. Провели такой эксперимент. Взяли однородную группу крыс и протестировали их в лабиринте. В результате были отобраны самые “умные” (быстрее всего справились с задачей) и самые “глупые” крысы. Потом в течение восьми поколений скрещивали “умных” между собой и “глупых” также между собой. Оказалось, что к 8-му поколению эти группы крыс сильно отличались по способности проходить лабиринт. Другими словами, умственные способности крыс передавались из поколения в поколение, следовательно, они имеют врожденную (генетическую) основу.
Таким образом, не вызывает сомнения, что любое поведение имеет генетическую основу. Но одни формы поведения мало изменяются под действием внешних условий (их можно назвать врожденными), а другие претерпевают существенные изменения в результате, например, процессов научения (их можно назвать приобретенными). Понятно, что при этом хотелось бы выделить критерий, по которому можно было бы более или менее точно судить о врожденности поведения. И такой критерий был выдвинут. По современным представлениям этологов врожденным является такое поведение, которое характеризуется законченностью при первом осуществлении. Современное определение инстинкта, может звучать следующим образом:
Инстинкт — это видоспецифическое поведение, которое осуществляется в достаточно полной форме в первый же раз, когда животное определенного возраста и в определенном мотивационном состоянии испытывает действие определенного стимула.
Таким образом, в рассматриваемом аспекте врожденности можно в чистом виде выделить инстинкт, как некий поведенческий акт. Американский исследователь Д.Дьюсбери пишет: “При такой формулировке инстинктивное поведение можно будет рассматривать не как одну из ветвей дихотомии “врожденное — приобретенное”, а как один из концов континуума, заполняющего промежуток между теми актами, которые явно приобретаются путем научения, и теми, специфичность которых не обусловлена научением”. Например, нападение колюшки на предмет с красным низом можно назвать инстинктом в чистом виде. Потому что, даже если колюшку содержать в условиях, когда она не имеет возможности наблюдать за поведением себе подобных, она, достигнув половозреслости, будет избирательно и со всей полнотой осуществлять агрессивные демонстрации по отношению к модели с ярким красным брюшком. Специфичность данного поведения не может быть объяснена влиянием средовых факторов на его развитие. Конечно, их влияние может привести к тому, что данное поведение не будет осуществляться. Например, можно поставить колюшку в такие условия развития, что у нее нарушиться цветовое зрение (тогда она просто не будет различать цвета) или способность плавать (тогда она не сможет нападать). То есть, при этих средовых влияниях поведение измениться (другими словами, оно станет приобретенным). Но влиянием этих внешних факторов можно объяснить нарушение поведения, но никакими средовыми факторами не объяснить специфичность реакции колюшки в отношении предметов с красным низом, если только не признать, что она понимает то, что такие объекты внешней среды опасны для ее потомства (что маловероятно)”.