Лекции по зоопсихологии. Часть 2 — Структура инстинктивного поведения
- Лекции по зоопсихологии. Часть 2
- Когнитивный подход к научению
- Латентное научение
- Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Феноменология
- Отличительные характеристики научения на основе образов
- Некоторые проблемные аспекты теории образного научения
- Научение на основе рассудочной деятельности
- Научение на основе инсайта
- Проблема инстинкта
- Теория инстинктов классических этологов
- Двигательная часть инстинктов состоит из комплексов фиксированных действий
- Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Структура инстинктивного поведения
- Психический компонент инстинктивного поведения
- Развитие поведения
- Импринтинг
- Чувствительный период для запечатления
- Импринтинг как научение
- Значение импринтинга
- Раннее обогащение среды
- Обеднение среды
- Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
Структура инстинктивного поведения
Американский этолог У.Крэйг показал, что чаще всего целостное инстинктивное поведение состоит из двух фаз: из поисковой фазы (подготовительной или аппетитивной) на которой животное отыскивает ключевые раздражители, и завершающей (консумматорной) фазы, на которой происходит непосредственное исполнение инстинктивного акта, связанного с данным ключевым раздражителем. Он показал, что аппетитивное поведение представляет собой изменчивое, возбужденное поведение, которое кончается появлением стимула, запускающего конечный, завершающий акт. Крэйг так описывал инстинктивное пищевое поведение у хищников. Это поведение начинается с появления мотивации голода, которая заставляет его отправиться на охоту. Понятно, что хищник в большинстве случаев не знает, где находится пища, поэтому его движения не этом этапе имеют характер ненаправленного поиска. Следующий этап пищедобывательного инстинкта связан с обнаружением какого-либо внешнего стимула, связанного с добычей. Например, волк находит след зайца. Этот внешний стимул (сигнальный раздражитель) закономерно включает следующий этап этого инстинктивного поведения, в данном случае, преследование по следу. Это этап направленного поиска жертвы. В дальнейшем при хорошем стечении обстоятельств происходит обнаружение жертвы и овладение ею. Этот этап может осложняться подкрадыванием или преследованием добычи. В конце концов, хищник умерщвляет жертву, расчленяет ее на отдельные куски и поедает. В этом инстинктивном поведении только фаза поедания относилась Крэйгом к завершающей фазе. Все предшествующие этапы являются аппетитивным поведением.
Особенности подготовительной фазы инстинктивного поведения.
Первой особенностью подготовительной фазы является высокая пластичность. Она в наибольшей степени модифицируется внешними условиями благодаря процессам научения. У каждого отдельного животного эта фаза может иметь свою специфику, что является следствием различия в опыте. По мере приближения к завершающей стадии движения становятся более ограниченными, однообразными и стереотипными. Вторая особенность — спонтанность, которая выражается в том, что она запускается, как правило, не внешними стимулами, а имеет какую-либо внутреннюю причину, в частности, мотивацию голода.
Особенности консумматорной фазы инстинктивного поведения.
В противоположность поисковой фазе консумматорная фаза характеризуется ригидностью. Эта фаза наименее изменчива, характеризуется строгой последовательностью и стереотипностью. Во-вторых, она жестко зависит от ключевых стимулов. В эту фазу животное исполняет такие движения, которые в наибольшей степени подходят под определение комплексов фиксированных действий (КФД).