Лекции по зоопсихологии. Часть 2 — Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
- Лекции по зоопсихологии. Часть 2
- Когнитивный подход к научению
- Латентное научение
- Когнитивный аспект ассоциативного научения
- Феноменология
- Отличительные характеристики научения на основе образов
- Некоторые проблемные аспекты теории образного научения
- Научение на основе рассудочной деятельности
- Научение на основе инсайта
- Проблема инстинкта
- Теория инстинктов классических этологов
- Двигательная часть инстинктов состоит из комплексов фиксированных действий
- Каждый инстинкт мотивирован энергией специфического действия
- Инстинкты запускаются сигнальными стимулами
- Структура инстинктивного поведения
- Психический компонент инстинктивного поведения
- Развитие поведения
- Импринтинг
- Чувствительный период для запечатления
- Импринтинг как научение
- Значение импринтинга
- Раннее обогащение среды
- Обеднение среды
- Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
Сенсорная депривация и развитие сенсорно-перцептивных систем
У детенышей многих животных обнаруживается хорошо развитая функция восприятия уже при рождении. Молодое животное к моменту, когда оно начинает передвигаться, часто способно, например, к восприятию глубины, формы и цвета предметов и т.д. Но для полного развития перцепции животному необходим соответствующий опыт. Как остроумно заметил американский исследователь Р.Фэнц, “восприятие является врожденным у новорожденных и приобретенным у взрослых особей”.
В многочисленных экспериментах было показано, что животные, которые на ранних стадиях своего развития лишались какого-либо перцептивного опыта, обнаруживали недоразвитие соответствующей сенсорно-перцептивной системы. Так, кошки, выращенные в условиях световой депривации, намного хуже различали между собой различные зрительные стимулы, чем контрольные животные. Макак-резусов в раннем детстве лишали каких бы то ни было структурированных зрительных стимулов. При тестировании эти обезьяны были сходны с новорожденными детенышами как по скорости научения распознаванию зрительных стимулов, так и по выраженности зрительных реакций, не требующих научения. Острота зрения у них возрастала по мере накопления опыта. Некоторые особенности зрения нуждались для своего развития в значительном опыте. Правда, часто трудно интерпретировать результаты таких экспериментов. Депривированные животные могут плохо выполнять тесты по различению, например, зрительных сигналов, по нескольким причинам, не связанным с нарушением соответствующей сенсорной системы. В частности, животные в депривационный период научаются полагаться на другие органы чувств. Например, кошка начинает в большей степени использовать тактильные ощущения. Во-вторых, предъявление новых стимулов, с которыми депривированное животное не разу не встречалось, может вызвать у него эмоциональный дискомфорт, который помешает правильно отреагировать на соответствующий раздражитель.
Следующий эксперимент демонстрирует важность нормального взаимодействия разных сенсорных систем в процессе развития. Детеныша макак-резусов со дня рождения выращивали в специальном кресле с широким воротником вокруг шеи. Это приводило к тому, что обезьяна не могла видеть собственные передние конечности. Только через месяц ей позволили увидеть руки. При тестировании оказалось, что у нее произошли серьезные нарушения в сенсомоторной координации движений. Ей, например, не удавалось рукой дотянуться до какого-либо предмета, находящегося в поле зрения (она часто промахивалась). В данном случае нарушения в поведении обезьяны были связаны с нарушением в ходе онтогенеза процессов интеграции между зрительной и проприоцептивной сенсорной системы. Таким образом, отсутствие взаимодействия различных сенсорных систем в процессе развития животного приводит к нарушению тех форм поведения, которые в норме протекают под взаимным контролем этих систем.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: во-первых, обогащение и депривация в раннем возрасте сильно сказываются на поведении животных в более позднем возрасте; во-вторых, специфические эффекты, получаемые при ранних средовых воздействиях, варьируют в зависимости от таких переменных, как возраст во время воздействия, характер воздействия и природа зависимых переменных.
- << Назад
- Вперёд