Конспект лекций “История психологии” — Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.
- Конспект лекций “История психологии”
- Представления Аристотеля о душе. Способности души
- Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души
- Вопросы психологии в учениях античных врачей
- Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе
- Значение Ф.Бэкона для психологии
- Учение Декарта
- Значение Спинозы для психологии
- Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.
- Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.
- Французская эмпирическая психология XVIII века
- Становление ассоциативной психологии в XVIII веке
- Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке
- Психология Гербарта
- Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку
- Психологическая система Вундта
- Развитие прикладных направлений в психологической науке последней четверти XIX-нач.XX вв.
- Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии.
- Возникновение психотехники
- Направления необихевиоризма
- Психоанализ Фрейда
- Аналитическая психология К.Юнга
- Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе
- Направления неофрейдизма
- Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ
- Психологические взгляды Г.И.Челпанова
- Реактология К.Н.Корнилова
- Психологические взгляды М.Я.Басова
- Деятельностный подход в психологии
- Грузинская школа установки
- Психологическая концепция Гальперина
- Направления современной зарубежной психологии
Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.
Немецкий философ и ученый Г.Лейбниц (1646 — 1716) полемизировал с Локком. Он дал свое решение психофизической проблемы — гипотезу “предустановленной гармонии” (вариант параллелизма): душа и тело подчинены собственным законам. Душа действует согласно законам конечных причин посредством стремлений, целей и средств, а тело — по законам причин действующих или движений. Душа и тело согласны, но душевная жизнь регулируются только своим собственным началом, а не воздействиями извне.
Положения спора: 1)считал, что душа — не tabula rasa, а содержит врожденные интеллектуальные идеи, склонности и предрасположения, от которых опыт лишь отделяет все, мешающее им выступить. 2)в восприятии простых идей разум не пассивен, а активен: даже в ощущениях есть активность — апперцепция, как особая сила духа. Она дополняет перцепцию.3)Лейбниц ввел понятие бессознательного, выступив против локковско-картезианской идеи об отождествлении всей психики с сознанием. Наряду с апперцептируемыми восприятиями, считал он, существуют многочисленные малозаметные. все непризвольные поступки являются результатом действия малых восприятий. Из них возникают сознательные желания и страсти, они определяют наши вкусы. В душе постоянно происходят переходы сознательных представлений в бессознательные и наоборот.
Годфрид Вильгельм Лейбниц (хххх — 1716) Открыл дифференциальное исчисление, написал диссертацию “О комбинаторном искусстве”, положившую начало кибернетике, занимался политикой, экономикой, лингвистикой, геологией, изобрел счетное устройство, насос для откачки подземных вод и др. Критиковал эмпирическое направление. Отказался от отождествления психики и сознания. Ввел (косвенно) понятие бессознательного. Ввел понятие апперцепции.
Лейбниц |
Локк |
1. Является ли душа “tabula rasa”?- Гельвеций и Дидро, Леонтьев и Рубинштейн |
|
Душа — глыба мрамора со своими прожилками. Л. видит невыводимость “всеобщих категорий” человеческого рассудка непосредственно из чувственного познания. “Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах, за исключением самого разума”. Источник различия способностей в изначальной индивидуальности души. |
Душа — “tabula rasa”. Опыт — единственный источник знания. “Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах”. Источник различия способностей в различном опыте. |
2. Роль активности души в восприятии внешнего мира. |
|
Монадология. Внутренний принцип \ закон действия монад. Деятельность вн. пр. которая производит изменения или переходит от одного восприятия к другому, м.б. названа стремлением. ® Подчеркивает активность созн. при получении элементарных ощущений. |
Сознание пассивно при получении простых идей. Активность проявляется лишь при памяти и мышлении. |
3. Осознаваемость опыта — проблема бессознательного |
|
“Неосознаваемые восприятия” “Природа не делает скачков”: несмотря на уникальность каждой отдельной монады, все они в совокупности образуют неприрывный континуум. |
Трудно представить себе запечатление в душе чего либо юез его осознания. |