Конспект лекций “История психологии” — Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.

Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.

Немецкий философ и ученый Г.Лейбниц (1646 — 1716) полемизировал с Локком. Он дал свое решение психофизической проблемы — гипотезу “предустановленной гармонии” (вариант параллелизма): душа и тело подчинены собственным законам. Душа действует согласно законам конечных причин посредством стремлений, целей и средств, а тело — по законам причин действующих или движений. Душа и тело согласны, но душевная жизнь регулируются только своим собственным началом, а не воздействиями извне.

Положения спора: 1)считал, что душа — не tabula rasa, а содержит врожденные интеллектуальные идеи, склонности и предрасположения, от которых опыт лишь отделяет все, мешающее им выступить. 2)в восприятии простых идей разум не пассивен, а активен: даже в ощущениях есть активность — апперцепция, как особая сила духа. Она дополняет перцепцию.3)Лейбниц ввел понятие бессознательного, выступив против локковско-картезианской идеи об отождествлении всей психики с сознанием. Наряду с апперцептируемыми восприятиями, считал он, существуют многочисленные малозаметные. все непризвольные поступки являются результатом действия малых восприятий. Из них возникают сознательные желания и страсти, они определяют наши вкусы. В душе постоянно происходят переходы сознательных представлений в бессознательные и наоборот.

Годфрид Вильгельм Лейбниц (хххх — 1716) Открыл дифференциальное исчисление, написал диссертацию “О комбинаторном искусстве”, положившую начало кибернетике, занимался политикой, экономикой, лингвистикой, геологией, изобрел счетное устройство, насос для откачки подземных вод и др. Критиковал эмпирическое направление. Отказался от отождествления психики и сознания. Ввел (косвенно) понятие бессознательного. Ввел понятие апперцепции.


Лейбниц

Локк

1. Является ли душа “tabula rasa”?- Гельвеций и Дидро, Леонтьев и Рубинштейн

Душа — глыба мрамора со своими прожилками.

Л. видит невыводимость “всеобщих категорий” человеческого рассудка непосредственно из чувственного познания.

“Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах, за исключением самого разума”.

Источник различия способностей в изначальной индивидуальности души.

Душа — “tabula rasa”.

Опыт — единственный источник знания.

“Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах”.

Источник различия способностей в различном опыте.

2. Роль активности души в восприятии внешнего мира.

Монадология. Внутренний принцип \ закон действия монад. Деятельность вн. пр. которая производит изменения или переходит от одного восприятия к другому, м.б. названа стремлением. ® Подчеркивает активность созн. при получении элементарных ощущений.

Сознание пассивно при получении простых идей. Активность проявляется лишь при памяти и мышлении.

3. Осознаваемость опыта — проблема бессознательного

“Неосознаваемые восприятия”

“Природа не делает скачков”: несмотря на уникальность каждой отдельной монады, все они в совокупности образуют неприрывный континуум.

Трудно представить себе запечатление в душе чего либо юез его осознания.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии Конспект лекций “История психологии”