Конспект лекций “История психологии” — Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.
- Конспект лекций “История психологии”
- Представления Аристотеля о душе. Способности души
- Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души
- Вопросы психологии в учениях античных врачей
- Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе
- Значение Ф.Бэкона для психологии
- Учение Декарта
- Значение Спинозы для психологии
- Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.
- Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.
- Французская эмпирическая психология XVIII века
- Становление ассоциативной психологии в XVIII веке
- Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке
- Психология Гербарта
- Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку
- Психологическая система Вундта
- Развитие прикладных направлений в психологической науке последней четверти XIX-нач.XX вв.
- Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии.
- Возникновение психотехники
- Направления необихевиоризма
- Психоанализ Фрейда
- Аналитическая психология К.Юнга
- Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе
- Направления неофрейдизма
- Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ
- Психологические взгляды Г.И.Челпанова
- Реактология К.Н.Корнилова
- Психологические взгляды М.Я.Басова
- Деятельностный подход в психологии
- Грузинская школа установки
- Психологическая концепция Гальперина
- Направления современной зарубежной психологии
Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.
Дж. Локк (1632 — 1704) — английский философ, педагог, врач, окончательно оформил эмпиризм как теорию, основы которой были заложены Ф.Бэконом. в своем основном сочинении “Опыт о человеческом разумении” он рассматривал душу как пассивную. Но способную к восприятию среду, tabula rasa. источник знания — опыт. Источники опыта — ощущения и рефлексия. Объекты первого — объекты природы, органы — внешние чувства, продукт — идеи. Объекты рефлексии — идеи, орган — деятельности ума, продукт — идеи, отличные от идей первого рода. “Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве”. Т.о. он положил начало интроспективной психологии. Сознание рассматривал как обязательный признак душевных явлений, духовную силу, объединяющую наличные переживания в личность. Большое значение придавал опыту в формировании человека. “Опыт о человеческом разумении” — писал 16 лет. Сторонник эмпирического изучения явлений или процессов сознания. Его не интересовал вопрос о природе души, так как он ничего не давал в отношении эмпирического изучения явлений сознания. На эмпирическом же материале (наблюдения и т.п.) Локк приходит к выводу о отм, что все наши идеи не являются врожденными, но есть результата нашего опыта, то есть приобретены прижизненно. Это касается как практических идей (док-во про детей и идиотов), так и нравственных принципов (этнографические исследования, каннибализм, детоубийство, отсутствие в некот. языках как слова, так и понятия о Боге, о сверхъестественном). Под идеями Локк понимал элемент всякого знания, в том числе и ощущения (белизна, твердость, мышление, движение, человек, войско и т.п.). Все идеи происходят из опыта, и Локк различает 2 вида опыта (по двум источникам его получения): 1) объекты ощущения — первый источник идей. Идеи получаемые таким образом — чувственные качества. Этот вид опыта Л. называет ощущением. 2) Внутреннее восприятие действий нашего ума — второй источник идей. Через него мы получаем идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей внутренней деятельности внутр себя. Этот вид опыта называется рефлексией. Исходя из этого, психология — наука о внутреннем опыте. Это определение просуществовало с 1690 по 1874 год. А интроспекция — единственный метод для изучения внутреннего опыта.
Простые и сложные идеи по Локку. Пути образования сложных идей. Процесс обобщения. Понятие об ассоциации идей.
Идеи бывают простые и сложные. Простая идея содержит только одно представление или восприятие в уме — это элементы знания, сложные идеи производны от простых. С Локка начинается т.о. элементаристская установка в исследовании содержания сознания. Идеи мы имеем в душе, им соответствуют качества в вещах Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные и третичные. Первичные — это реальные, неотделимые качества, независимо от того, воспринимаем мы их или нет (например, протяженность, форма, строение и движение частиц). Вторичные качества — цвета, звуки, запахи. существуют пока мы их ощущаем, и зависят от первичных. первичные качества — подобия, вторичные — считаются, но не бывают подобиями, третичные и не считаются и не бывают. Здесь содержиться идея отрыва ощущения от объекта. Ум в восприятии пассивен, активность его ведет к неадекватности познания объекта.
Простая идея это та, которую нельзя разделить на нечто неделимое; при получении которой разум пассивен; которая приобретена посредством ощущения или рефлексии и не является продуктом выдумки; которая отражает первичное качество. Сложная идея это та, которая является сочетанием простых идей; требует активной работы ума; образуется за счет применения того или иного умственного действия.
Схема обобщения: 1)выделение единичных объектов, о которых мы хотим получить общее понятие; 2)расчленение объектов на составляющие их свойства и сравнение по этим свойствам; 3)абстрагирование — отбрасывание не повторяющихся идей; 4)выделение повторяющихся идей; 5)суммирование повторяющихся идей. Таким образом, Локк представил эмпирическую теорию обобщения. Знание, которое не может быть выражено в чувствах — скрытое. ® Сущности не познаваемы.
Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. Ассоциация для него — соединение неродственных идей (например, симпатии и антипатии). Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается с течением времени. Ассоциация идей — механизм работающий в нашем сознании помимо нашего активного участия, заключающийся в связи идей в сознании с объектами. С помощью этого механизма образуются связи в силу объективных условий (суеверия).