Конспект лекций “История психологии” — Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе
- Конспект лекций “История психологии”
- Представления Аристотеля о душе. Способности души
- Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души
- Вопросы психологии в учениях античных врачей
- Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе
- Значение Ф.Бэкона для психологии
- Учение Декарта
- Значение Спинозы для психологии
- Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.
- Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.
- Французская эмпирическая психология XVIII века
- Становление ассоциативной психологии в XVIII веке
- Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке
- Психология Гербарта
- Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку
- Психологическая система Вундта
- Развитие прикладных направлений в психологической науке последней четверти XIX-нач.XX вв.
- Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии.
- Возникновение психотехники
- Направления необихевиоризма
- Психоанализ Фрейда
- Аналитическая психология К.Юнга
- Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе
- Направления неофрейдизма
- Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ
- Психологические взгляды Г.И.Челпанова
- Реактология К.Н.Корнилова
- Психологические взгляды М.Я.Басова
- Деятельностный подход в психологии
- Грузинская школа установки
- Психологическая концепция Гальперина
- Направления современной зарубежной психологии
Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в период от поздней античности до Нового времени
Представители поздней античности (1-5 вв. до н.э.): Фион Александрийский (идея логоса — божественного начала, кот. сущетвует м. богом и человеческой душой и определяет существования человека. Душа стремиться к логосу, но отягошена земн. чувствами + представление об зкстазе — единение с богом, отрешение от земных чувств). Платон. Августин (в своей Исповеди указывает на богатство внутреннего мира человека).
В поздней античности а) собственно душевная жизнь является объектом познания с помощью самопознания (важн. источник знания о душе); б) отходит на задний план ум, а вместо на первое место выходит эмоционально-волевая сфера.
В средние века развитие психологии и => представлений о душе носили этико-религиозный характер. Можно выделить три философских направления, в рамках которых и происходило развитие этого понятия:1) арабско-языческая культура и философия (Авицена — учение о душе, органах чувств, аффективной жизни); 2) схоластика — Фома Аквинский (13 в. н.э): душа — форма тела, которая сущ. с ним в неразрывной связи. Три типа души — человеческая, животная и вечная (?). 3) мистицизм — возможность внерационального познания. Эсхард — 2 типа жизни (быть — совершение благородынх дел, требующих всех душевных сил vs. обладать).
Научная революция, происходившая с начала 16 в. способствовала развитию научного подхода к познанию: оно стало направляться на изучение причин и законов явлений природы; с пом. научных методов; стала использоваться количественная обработка результатов. Активно развивалась медицина: Парацельс, Гарвей (большой круг кровообращения), Фаллопий, Евстахий и др.
1590 г. 2 схоласта Гоклениус (?) и Кассепан (?) вводят понятие психология.