Конспект лекций “История психологии” — Становление ассоциативной психологии в XVIII веке

Становление ассоциативной психологии в XVIII веке (Беркли, Юм, Гартли).

Развили английскую психологию от эмпиризма локка к ассоцианизму. Дж.Беркли (1685 — 1753) шел от сенсуализма к субъективному идеализму. Разработал теорию зрительного восприятия пространства — “Опыт новой теории зрения” (1709), согласно которой зрительное восприятие есть комбинация зрительных и осязательных ощущений от движения глазных мышц. Говорил о зрении как о языке осязания — подчеркивал его знаковый характер.

Д.Юм (1711 — 1776) в трактате “О человеческой природе” (1739) и труде “Исследование о человеческом познании” (1748) развил понятие ассоциации, представив все познание как ассоциацию идей. Он поделил все состояния сознания на впечатления и идеи, их отражения. Сложные идеи образуются путем ассоциаций, но не через действия ума (как у Локка), а через работу особого механизма ассоциаций, по которому строится вся работа познания. Ассоциации неправильные и случайные даются по закону смежности во времени или пространстве, а правильные — по закону сходства и причинности. Они лежат и в основе научного мышления.

Д.Гартли (1705 — 1757) в труде “О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях” (1749) развил учение о психике как естественном начале, восходящем к органической структуре мозга. Он выделил три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения, идеации (идеи ощущений, или повторение ощущений без предметов), аффекции — удовольствие/неудовольствие. Из этих элементов с помощью механизма ассоциации строится душевная жизнь. В основе этого механизма лежат вибрации — физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Они различаются по степени, роду, месту и направлению. Сочетаются, собственно, не идеи, а состояния мозга, которые сопровождаются ими. Ассоциации могут быть одновременными или последовательными. Понимание слов — это образование ассоциации между словом и значением, оно устанавливается в детстве из опыта. Мышления как процесса в системе Гартли нет. Истины пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциаций, новые мысли — комбинации или разложение старых идей. Память — это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены. Если этот порядок нарушается, мы имеем дело уже с воображением. Воспроизведение происходит объективно без участия субъекта. Страсти рассматриваются как движущая сила поведения. Достигая определенного порога они могут именоваться желаниями или отвращениями. В той стадии, когда они настолько сильны, чтобы ввызвать действия, они могут именоваться волей. Во врожденном состоянии аффектов не существует — это продукт воспитания, возникает по ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. В организме имеется набор врожденных первичных автоматизмов, из которых образуются произвольные движения, побуждаемые внешними стимулами. Он различал полупроизвольные, произвольные движения и вторичные автоматизмы. Все психические явления выводятся из внешних впечатлений

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии Конспект лекций “История психологии”