Конспект лекций “История психологии” — Направления необихевиоризма

Направления необихевиоризма

Скиннер и оперантное обусловливание. С. считал, что если строить понимание человека на его видимом поведении, то вовсе не требуется ломать голову над его внутренними процессами. Т.о., личность отдельно не фигурирует в его теории. Она понимается как набор поведенческих шаблонов. Ситуация — реакция (последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории). В этом теория С. похожа на буддистское представление о личности — нет личности, а есть лишь поведение и чувства, которые непостоянны, правильное понимание причин которых исключает возможность исключает путаницу. Надуманные объяснения — термины, которые употребляют противники бихевиоризма для описания поведения. К ним С. относит свободу (доказывает ее отсутствие на примере гипнотических опытов М. Эриксона), личность, творчество (оно не есть спонтанный процесс, а его истоки не находятся за пределами жизненного опыта творца; Док-во: гипноз, 25 кадр в рекламе и т.п.). Факторы, меняющие или нет поведение: Респондентное поведение — поведение, возникающее в ответ на что-то (классический пример опыты Павлова с собакой). Оперантное поведение (обусловливание) — поведение возникающее спонтанно. Оно усиливается или ослабляется в зависимости от тех, событий которые следуют за ним (пример: девочка боится воды — если зайдешь в воду по колени, то получишь конфету — и так шаг за шагом). Здесь отец обусловил поведение девочки, тем, что давал конфеты после определенных действий с ее стороны. Но это обусловливание может зависеть от нашего предыдущего опыта (Иллюзия Эймса — чукчи ее не видят, поскольку иглу круглые). Подкрепление — любой стимул предъявляемый после к-л. действия и усиливает вероятность его дальнейшего появления (в примере с девочкой с боязней воды этим п. была конфета). Позитивное п. — увеличивает вероятность повторения действия, после которого оно появилось (жажда — стакан воды — след. раз — мы так же возьмем стакан, т.к. он удовлетворил в 1-ый раз). Негативное п. — усиливает то поведение, которое снижает вероятность появления поведения, которое мы подкрепляем (лечение энуреза с пом. будильника). Первичное п. — заложенные в нас с рождения стимулы. Вторичные — нейтральные стимулы, но кот. сильно связаны с первичн. (деньги — по сути нейтральны, но будучи связ. с первичн. п.)

К. Халли гипотетико-дедуктивная система. Поведение есть там, где можно сказать о наличии потребности и продолжается до тех пор пока не наступает ее редукция. Поведение целостно: скорость выработки навыка различна при приближении к цели (градиент цели); животное совершает незоканченные действия в лабиринте — антицип. проба. Подкрепление может происходить и изнутри (локус контроля).

Субъективный бихевиоризм Миллера-Галантера-Прибрама. Поведение управл. образ. + определенная программа, состоящая из системы операций — плана (всякий иерарх. построенный процесс, способн. контролировать порядок, в котором должна соврешаться последовательность операций). Образ — то, что организм узнает об окружающем мире. Для управления поведения неоюх. механизм обратной связи. Процессы , участвующие в регуляии поведения: Test — Operate — Test — Exit.

Когнитивный б. Толмена — При описание поведенческого акта нужно вкл. в него следующие особенности: целевой объект, которые его направляют и из которых он исходит; специфическая картина отношения к объектам, которые используются в качестве ср-в достижения цели; относительная селективность к объектам, выступающим в к-ве ср-в и выбор тех, которые способствуют более быстрому достижению цели. Основная черта поведения — целевой и познавательный характер. Поведение всегда осуществляется организмом как целым, а не есть дело отдельных сис-м. Имманентно в поведении есть непосредственные заложенные в нем цели и познавательные процессы. Эти определяемые функционально переменные есть последнее звено в причинном управлении детерменант поведения. Но кроме непосредствекнных детерминант есть еще и дрю детермин. способности и приспособительные акты (образуют замещение реального поведения). Эти две детерминанты вмешиваются в управление между стимулом и первичными физиологичными состояниями, а др. стороны — поведением.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии Конспект лекций “История психологии”