Конспект лекций “История психологии” — Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку
- Конспект лекций “История психологии”
- Представления Аристотеля о душе. Способности души
- Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души
- Вопросы психологии в учениях античных врачей
- Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе
- Значение Ф.Бэкона для психологии
- Учение Декарта
- Значение Спинозы для психологии
- Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.
- Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.
- Французская эмпирическая психология XVIII века
- Становление ассоциативной психологии в XVIII веке
- Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке
- Психология Гербарта
- Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку
- Психологическая система Вундта
- Развитие прикладных направлений в психологической науке последней четверти XIX-нач.XX вв.
- Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии.
- Возникновение психотехники
- Направления необихевиоризма
- Психоанализ Фрейда
- Аналитическая психология К.Юнга
- Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе
- Направления неофрейдизма
- Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ
- Психологические взгляды Г.И.Челпанова
- Реактология К.Н.Корнилова
- Психологические взгляды М.Я.Басова
- Деятельностный подход в психологии
- Грузинская школа установки
- Психологическая концепция Гальперина
- Направления современной зарубежной психологии
Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку.
Произошло в 60-е годы с появлением перывых программ (Сеченов, Вундт), создание специальных учреждений. Предпосылки:
1)данные анатомии, физиологии (исследование различий задних и передних корешков СМ Ч.Белла; теория нервного кольца; развитие учения о рефлекторном акте физиологом И.Мюллером — теория специфических энергий органов чувств, принцип специфичности; одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения; считал, что в глазу есть точки для восприятия глубины и других св-в пространства). Юнг выдвинул трехкомпонентную теорию зрения: три типа рецепторов в сетчатке (красный, зеленый и фиолетовый цвета); позднее Геринг выдвинул теорию фотохимическую теорию цветового зрения (как процессов ассимиляции/дессимиляции). Вебер изучал осязание: ощущения давления, температурные, а также локализации ощущений. Самые известные его эксперименты относятся к различительной чувствительности — подошел к мысли о возможности измерений в психологии; Дюбуа-Реймон показал, что нервный процесс — это не движение животных духов, а электрическая волна; Гельмгольц сделал капитальную разработку органов зрения и слуха; создал теорию бессознательных умозаключений, согласно которой при восприятии данные ощущений соединяются бессознательно с прошлым опытом субъекта.
Исследования по анатомии и физиологии углубляли представления о мозге как субстрате психической деятельности, например, Галль отличил серое вещество от белого, выдвинул идею локализационизма способностей; Флауранс получил данные о пластичности мозга; Брока открыл центр моторных образов слов, а Вернике — сенсорных; был сделан вывод о высокодифференцированном строении мозга; Джексон и Хэд развили учение о локализации психических функций в мозге.
2)психофизика: Фехнер (1801 — 1887) сформулировал ее задачи: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами (внешняя психофизика), а также между душой и телом (внутренняя психофизика). Сам фехнер разработал только внешнюю психофизику. Он измерял ощущения как интенсивность физического раздражителя. В качестве меры измерения избрал разностный порог. Он разработал три метода6 метод ЕЗР, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей.
3)психометрия — наука о скорости протекания психических процессов. Дондерс (1818 -1889) изобрел методику исследования времени сложных психических процессов = вычитание времени на осуществление более простых реакций из времени, затраченного на более сложные. Ланге разделил сенсорную и моторную реакции и ввел понятие установки.
4)развитие эволюционных идей: идеи непрерывного развития, а также приспособительного значения психики. Этло вызвало с одной стороны к жизни антропоморфизм, до внесения Ллойдом Морганом принципа экономии, а с другой стороны — механицизм как противопоставление антропоморфизму.
Торндайк в ходе экспериментов над животными вывел законы эффекта, упражнения, готовности, сдвига.