Конспект лекций “История психологии” — Значение Ф.Бэкона для психологии
- Конспект лекций “История психологии”
- Представления Аристотеля о душе. Способности души
- Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души
- Вопросы психологии в учениях античных врачей
- Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе
- Значение Ф.Бэкона для психологии
- Учение Декарта
- Значение Спинозы для психологии
- Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.
- Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.
- Французская эмпирическая психология XVIII века
- Становление ассоциативной психологии в XVIII веке
- Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке
- Психология Гербарта
- Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку
- Психологическая система Вундта
- Развитие прикладных направлений в психологической науке последней четверти XIX-нач.XX вв.
- Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии.
- Возникновение психотехники
- Направления необихевиоризма
- Психоанализ Фрейда
- Аналитическая психология К.Юнга
- Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе
- Направления неофрейдизма
- Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ
- Психологические взгляды Г.И.Челпанова
- Реактология К.Н.Корнилова
- Психологические взгляды М.Я.Басова
- Деятельностный подход в психологии
- Грузинская школа установки
- Психологическая концепция Гальперина
- Направления современной зарубежной психологии
Значение Ф.Бэкона для психологии.
Ф.Бэкон (1561 — 1626) наметил новую линию исследования души (переход от науки о душе к науке о сознании). Он призвал отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, и исключить органических функции из ее состава, и перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Бэкон развивал идею о единой науки о человеке. Это учение он полагал состоящим из двух частей: одна рассматривает человека как такового (философия человека), вторая — в его отношении к обществу (гражданская философия). К человеку Бэкон подходит натуралистически, он выделяет науки о теле и науки о душе. Он выделял учение о личности и учение о сявзи души и тела. к решению вопросов в рамках этих направлений он подходит материалистически. Учение о душе включает науки о рациональной божественной душе (духе) и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным. В каждой душе Бэкон выделял свои способности (функции): для чувствующей — способность ощущения и способность выбора (стремление к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств, произвольные движения). Эти способности имеют все тела (например, они влекутся к земле).От ощущения следует отличать восприятие как функцию души, однако критериев такого различения Бэкон не дает. Способности рациональной души — память, разум, рассудок, воображение, желание (влечение), воля. Чувства считал исходным элементом познания, но не исчерпывающим. Данные чувств должны обрабатываться разумом. Развил учение о заблуждениях (идолах), обманывающих человека в силу его общей человеческой или индивидуальной природы. Выделил идолов рода, идолов пещеры. идолов площади, идолов театра. Главным орудием познания является метод. Адекватным методом является научная индукция. Ее он разработал как научную теорию. Заложил основы эмпирического изучения явлений сознания. Бэкон своим творчеством завершает этап “психология как наука о душе” и открывает новый этап — “психология как наука о сознании”. Он первым разделил душу и жизнь (“жизненность” и “Душевность”), хотя и не дал критерия их различия. Призывал отказаться от пустых изучений метафизических вопросов о сущности, бессмертии, частях и т.п. души, и перейти к непосредственному изучению психических явлений и процессов как таковых. “О достоинстве и приумножении наук” (1632). Роль орудий и вспомогательных средств (“умственных орудий”) для познания и деятельности. Анализирует состояние науки в разных областях знания на данный момент, дает их классификацию. Предлагает единую науку о человеке, частью которой является психология: философия человека рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает человека во взаимодействии с другими людьми. Человек обладает душой и телом. Тело — жилище души. ® Науки: о душе; теле (медицина, косметика...); теле и душе (учение о личности, союзе души и тела, физиогномика, взаимовлияние тела и души — психосоматика.
Учение о душе. Душа разделяется на рациональную и чувствующую. Р: божественная, м.б. только у человека; ее ф-ции — память, мышление, воля, чувства, цель — овладение ими.Ч: нерациональная, общая, м.б. и у животных; ее ф-ции — ощущение, движение. Ощ. отличается от воспр. Бэкон верит в возможность знания и познания (причем эмпирического), но признает его ограничения. Эти ограничения (ошибки, фундаментальные трудности) — призраки или идолы. 4 типа: 1) идолы рода — в самой природе человека, поскольку все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира. 2) идолы пещеры — заблуждения отдельного человека. В частности, люди любят теории, которые они счиают своими или те, к которым они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен. 3) идолы площади — возникают в силу взаимной связанности и сообщества людей. Напр., громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры о словах. 4) идолы театра — вселились в души людей из разных догматов философии, а так же из превратных законов доказательств. Для того чтобы преодолеть или преуменьшить воздействие идолов необходимо
1) Обратиться к опыту и эксперименту. Это усилит познание, сделает доступным то, что недоступно органам чувств.2) Применить орудия и средства познания. “Новый Органон” — правила, свод новой логики (на смену Аристотеля), индуктивной: вывод из множества отдельных посылок, правила индуктивного вывода).