Конспект лекций “История психологии” — Психологические взгляды М.Я.Басова
- Конспект лекций “История психологии”
- Представления Аристотеля о душе. Способности души
- Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души
- Вопросы психологии в учениях античных врачей
- Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе
- Значение Ф.Бэкона для психологии
- Учение Декарта
- Значение Спинозы для психологии
- Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.
- Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.
- Французская эмпирическая психология XVIII века
- Становление ассоциативной психологии в XVIII веке
- Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке
- Психология Гербарта
- Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку
- Психологическая система Вундта
- Развитие прикладных направлений в психологической науке последней четверти XIX-нач.XX вв.
- Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии.
- Возникновение психотехники
- Направления необихевиоризма
- Психоанализ Фрейда
- Аналитическая психология К.Юнга
- Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе
- Направления неофрейдизма
- Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ
- Психологические взгляды Г.И.Челпанова
- Реактология К.Н.Корнилова
- Психологические взгляды М.Я.Басова
- Деятельностный подход в психологии
- Грузинская школа установки
- Психологическая концепция Гальперина
- Направления современной зарубежной психологии
Психологические взгляды М.Я.Басова
М.Басов (1892- 1931), ученик и последователь Лазурского, определял предмет психологии в терминах поведения, а методом предлагал наблюдение (в широком понимании — включая элементы эксперимента и самонаблюдения). Он боролся против идеализма Челпанова и механицизма Бехтерева, против биологизаторства психики человека. Причиной кризиса в психологии считал субъективизм и идеализм в трактовке психики, выходом из него считал объективное познание. Единицей поведения человека считал акт как синтез стимула и реакции. Поведение является системой актов и развивается из изолированных действий, не имеющих внутренней целостности и связанности, ко все большей внутренней целостности. Ступени в развитии структуры поведения описывал в терминах старой психологии: низшие структуры поведения — ассоциативно-детерминируемые процессы, высшие — апперцептивно-детерминируемые. Фактически он сделал попытку ввести в психологию понятие деятельности, что затем получило развитие в советской психологии. Стимул он считал шире стимуляции и включал в него прошлый опыт. Он считал, что в поведении человек отражает всю среду и многовековую структуру. Главным предметом исследования была детская психология, проблема развития. Басов подверг специальному анализу вопрос о специфике человека: качество сознательности рассматривается им как важнейшая особенность человеческой активности. Сознание делает подотчетным все формы внутренней активности. Критерием осознанности является возможность выражения соответствующего содержания в языке.
Задача современной психологии — встать на путь объективно-причинного познания. Предмет психологического исследования нужно усмаривать в его всеобщности, а не только в к-т. его части. Организм как таковой и организм как деятель в окружающей среде — две общие точки зрения, руководствуюясь которыми мы не только разграничиваем разнородные области явлений, но и объединяем в пределах каждого из них явления общего порядка. Человек есть активный деятель в среде. Научная психология должна опереться на экстроспекцию (объективное наблюдение). Это не противопоставление, т.к. экспериментальное наблюдение есть основав объективного. Этот метод может быть применен ко всем формам развития психических функций.
Основные структурные формы. С первого дня существования человека начинается непрерывный процесс образования разнообразных связей между явлениями , отдельными элементами опыта. Наиболее простой случай взаимоотношения организма со средой с псхологической точки зрения — процесс поведения образуется из отдельных и разрозненных актов, ничем не связанных по содержанию и лишь соприкасающихся друг с другом во времени, чем и обуславливается видимая непрерывность процесса (S-R). Это есть простая временная цепь актов. Она наиболее выражена в поведении ребенка. Второй — ассоциативно-детерменированный процесс (аналогия — цепь). К каждому новому действию не потому, что этого требует стимул, а потому, что предыдущий акт сам влечет за собой новую реакцию, направляя активность ребенка на новые явления среды, ассоциативно связанные с теми, с которыми он имел дело в предыдущем акте. Третья — апперцептивно-детерминированный (аналогия — форма спирали) — имеет след хар-ку: устремленность процесса на определенную цель и планомерность течения его в соответствии с поставленной целью. Здесь каждый последующий акт согласуется не только со своим предыдущим, но и с основным стимулом всегг процесса, его целью и задачами.
Условия развития процесса существенно меняются в заивисимости от того, должен ли данный процесс впервые возникнуть, который индивидум сам должен найти в процессе решения задачи или идет по привычному пути. Среда дает ребенку множество готовых форм и различных сложных структур. Все эти среды откладываются в его опыте в виде определенных схем (схем предметов и действий), которые затем он и отображает в своей деятельности.
Другое дело когда мы сталкиваемся с проблемой которую мы должны решить самостоятельно. В сущности, решение всякой новой задачи сводиться к не более как к созданию новой комбинации имеющихся в опыте элементов в соотвествии с поставленными условиями.
Этапы научного творчества Выгосткого
В. родился в самом начале ХХ в. Окончил юр. фак. МГУ, а затем вернулся в Гомель. В 1924 г. поступил на должность м.н.с. в Московский Институт Псхологии. Этапы творческого пути В:
1. психорефлексологический. На 2-м съезде исследователей поведения в 1924 г. читал доклад о примнении рефлексологического метода в психологии. Суть — никакого самонаблюдения (как метода рефлоксологии). Но рефл. и психология должны плодотворно слиться. За основание этого слияния принимается речевой рефлекс, т.к. он и телесный акт (поведение) и субъективное переживание (сознание). Преодолев субъективистическую трактовку слова как символа, он еще не перешел к его трактовке как знака. Т.о. для этого этапа хар-ны: опора на условно-рефлекторный принцип объяснения поведния. трактовка его как вербализованного.
2. Московский период. Его можно разделить на три этапа. а) 1924-27. Начался статьей “Сознание как проблема психологии поведения” и закончился трактатом “Смысл психологического кризиса”. На этом этапе он строит модель поведения, в основу которой легло понятие о речевой реакции. Здесь сознание определялось как “рефлекс рефлексов”, а его основа — особые рефлексы речевого контакта. Идейным стрежнем работы “Психология искусства” стала концепция об особой форме реакции — эстетической. Психические явления детерменируются двумя факторами — социальными и культурными. Последние выступив в образе речевых реакций, включащих как реальное поведение организма, так и значение слова. Новый подход к причинному анализу сознания. Оно соотносится не только с нейросубстратом и внешними объектами, но и с таким посредником как созидаемые историей культуры семиотическими системами. Психологию следует разрабатывать только аналитическим методом- феноменологич. анализ (vs. диалектическим). В этот период В. работал с детьми, страдающих различными дефектами. Здесь аналогичный подход как и к психологии (см. выше В. к=\ак дефектолог).
Анализ ситуации в мировой психологии и др. позволили В. выделить следующие принципы: системности (каждая ф-ция есть компонент целостной системы взаимосвязанных ф-ций); развития (есть 2 сис-мы генетическая или природная и высшая или социальная); каузальности (есть детерминанты, придающие уникальность психическим ф-циям человека. Первая из них — знак.
б) Инструментальная психология (1927-31). Схема “стимул-реакция” заменялась на “стимул-стимул-реакция”, где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответной р-цией выступал особый стимул — знак. Он представляет собой инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных процессов (память, внимание и т.п.) возникает особая, свойственная только для человека система ф-ций второго социокултурного порядка (ВПФ). Он описывал принцип интериоризации на примере эгоцентирической речи. В 1931 г. вышла “История развития ВПФ”, но ей предшествовали “Инструментальный метод в педологии”, “Проблема культурного развития ребенка”, “Орудие и знак в развитии ребенка”. Во всех этих работах в центре была проблема психического развития ребенка, трактуемая под одним углом — созидание из ее биопсихического природного материала новых культурных форм. Установка на комплексное исследование детства привела его в область педологии — с 28 по 31гг. выходят его несколько трудов по п. школьного, юношеского и подросткового возрастов. Используя данные из зоопсихологии, дефектологии, психиатриии и педологии, В. стремиться воссоздать общую картину развития псих. мира. Здесь он вводит два объяснительных фактора — труд и членораздельную речь. в) с 1931 по 34 В. перешел от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков и прежде всего речевых. Итоги этих разработок запечатлены в “Мышлении и речь”. В этот период В. больше интересовала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов.
В. считал, что значение не стоит считать инвариантным образованием, тождественным самому себе при различных внутренних и внешних изменениях. Развитие значений в онтогенезе, их стадийное преобразование — главное открытие В. Анализ проблематики личности в психологии привел В. к новой “клеточке” в устройстве психики человека — переживания. Оно выступало не как непосредственно данный субъекту феномен, а как интегральная часть особой системы, названной В. “ССР”. Она предполагала системный характер мышления. Переживание приобретало ценность неотъемлимого компонента целостной и развивающейся ситуации, создаваемой во взаимодействии ребенка и др. В. выделял в этих отношениях драматический план, в силу которого они приобретают эмоц. напряженность.