Конспект лекций “История психологии” — Психологическая система Вундта
- Конспект лекций “История психологии”
- Представления Аристотеля о душе. Способности души
- Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души
- Вопросы психологии в учениях античных врачей
- Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе
- Значение Ф.Бэкона для психологии
- Учение Декарта
- Значение Спинозы для психологии
- Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.
- Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.
- Французская эмпирическая психология XVIII века
- Становление ассоциативной психологии в XVIII веке
- Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке
- Психология Гербарта
- Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку
- Психологическая система Вундта
- Развитие прикладных направлений в психологической науке последней четверти XIX-нач.XX вв.
- Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии.
- Возникновение психотехники
- Направления необихевиоризма
- Психоанализ Фрейда
- Аналитическая психология К.Юнга
- Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе
- Направления неофрейдизма
- Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ
- Психологические взгляды Г.И.Челпанова
- Реактология К.Н.Корнилова
- Психологические взгляды М.Я.Басова
- Деятельностный подход в психологии
- Грузинская школа установки
- Психологическая концепция Гальперина
- Направления современной зарубежной психологии
Психологическая система Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии.
Вильгельм Вундт (1832-1920) Написал 420 книг и статей. Основал первую психологическую лабораторию и собственную школу, развившуюся до мирового масштаба (1879 г.). Школой выпускался журнал “Психология исследований”. Отец экспериментальной психологиии. Создал концепцию, где предмет психологии — сознание, его содержание. Новое — указание на методы исследования сознания. Пытался строить психологию по тому же принципу, по которому строятся естественные науки, в частности, физика и химия (элементы сознания). ® экспериментальный метод — интроспекция (в статье 1862 года). В 1863 году в курсе лекций по психологии высказывает соображение о том, что эксперимент не может являться единственным источником знания. Следует использовать также этнологические наблюдения (язык, мифы, обычаи). В этом, в частности, выражался дуализм его концепции: экспериментальная и историческая направленность, а т.ж. в том что будучи элементаристом, он указывал на целостность. В 1874 году выходит его книга “Основы физиологической психологии”, в которой Вундт излагает результаты экспериментального изучения ощущений, чувств. Методы исследования заимствованы из физиологии. В этом труде психология предстает как точная наука. В 1896 году выходят “Очерки психологии”, в которой В. излагает “трехмерную” теорию чувств. 1900 год — 10 томов “Психологии народов”. 1912 год “Введение в психологию” Идею эксперимента В. позаимствовал у Фехнера. Сам создал лишь метод выражения для исследования чувств. Использовал внешние проявления чувств, физиологических реакций. Думал, что можно найти соответствие между ними и самими чувствами. В последствие отказался от этой идеи. Экспериментом В. считал такое исследование, когда путем планомерного изменения раздражителя мы можем изменять проявления. Эксперимент, по В., лишь там, где есть приборы, вычисления. В. ограничивает экспериментальные исследования изучением лишь простейших ощущений, восприятий. В. также признавал важность метода интроспекции (прямой метод). Психологии нет без самонаблюдения. Эксперимент , по В., лишь уточняет данные самонаблюдения. Интр. у В. выглядит следующим образом: экспериментатор и испытуемый сидят в разных комнатах, т.к. нельзя вмешиваться в ход интросп., поэтому же нельзя задавать вопросы. ® лабораторный эксперимент. Сложные психические явления В. относил к психологии народов. В основе всех процессов лежат общие закономерности, кот. объективируются. Высшие психические процессы следует изучать по их продукту. Анализ развития культуры — анализ развития человеческого духа в культуре. Был националистом до конца жизни. Мечтал о третьем подъеме Германии. Внес новое в учение об ассоциациях. Асс. — не простая связь.ее продукт — новое качество, которое не сводится к свойствам исходных. Вундт пытался преодолеть ограниченность ассоцианизма, внося новое представление о перцептивных процессах. Он создает учение о учение о сознании, кот. активно, имеет разные степени ясности и разный объем. Изучает психологическое содержание сознания. y течет во времени. Но В. признает лишь общие закономерности, отрицая индивидуальные различия. В. являлся сторонником теоретической y. Практика — не дело y. Она не должна вмешиваться в решение практических проблем. Если практике угодно, пускай использует достижения y. В. назвал свою психологию волюнтаристской. y как процесс означает, что любое переживание м. рассматриваться как воловой акт (процесс) Þ моя y — yволюнтаризма.