Конспект лекций “История психологии” — Представления Аристотеля о душе. Способности души
- Конспект лекций “История психологии”
- Представления Аристотеля о душе. Способности души
- Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души
- Вопросы психологии в учениях античных врачей
- Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе
- Значение Ф.Бэкона для психологии
- Учение Декарта
- Значение Спинозы для психологии
- Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.
- Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.
- Французская эмпирическая психология XVIII века
- Становление ассоциативной психологии в XVIII веке
- Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке
- Психология Гербарта
- Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку
- Психологическая система Вундта
- Развитие прикладных направлений в психологической науке последней четверти XIX-нач.XX вв.
- Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии.
- Возникновение психотехники
- Направления необихевиоризма
- Психоанализ Фрейда
- Аналитическая психология К.Юнга
- Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе
- Направления неофрейдизма
- Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ
- Психологические взгляды Г.И.Челпанова
- Реактология К.Н.Корнилова
- Психологические взгляды М.Я.Басова
- Деятельностный подход в психологии
- Грузинская школа установки
- Психологическая концепция Гальперина
- Направления современной зарубежной психологии
Представления Аристотеля о душе. Способности души
Душа по Аристотелю — сущность живого органического тела, его энтелехия (суть, причина и цель его существования). Одушевленное отличается от неодушевленное наличием жизни. Нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле питания, роста и упадка = > и растения наделены жизнью. Очевидно они обладают такой силой благодаря которой они могут расти в противоположных пространственных направлениях. Благодаря этому началу жизнь присуща живым существам, но животное впервые появляется благодаря ощущению. Из чувств животным присуще только осязание. Душа есть начало указанных способностей и отличается от растительной жизни, способность к ощущению, движению и размышлению. Ум и способность к умозрению очевидно существуют отдельно от души, тогда как остальные части нет. Одни животные обладают всеми чувствами, другие только осязанием. Мы познаем благодаря знанию и благодаря душе. Знание есть способность к познанию.
Т.о., душа делает тело живым, в ней — все функции тела (в том числе и то, что мы теперь называем ВПФ). Душа неразрывно связана с телом. Носителем души является особое вещество — пневма, которое у животных вырабатывается в крови. орган души — сердце. В мозгу кровь охлаждается до нужной нормы. Разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти она возвращается в эфир пространства. В то же время он признавал разделение души как энтелехии и как божественного начала, приходящего в тела в момент рождения. Каждая из частей обладает ощущением и способностью двигаться в пространстве. Ум не соединен с телом иначе бы он оказался обладающим определенным кач-вом и был бы холодным, теплым и т.п. Душа есть местонахождение форм, но вся ее часть, а только мыслящая ее часть, и имеет формы не в действительности, а в возможности. Ум есть то, что он мыслит, а в действительности же его нет. Это подобно tabula rasa. Душа животных отличается двумя способностями: различения, которое осуществляется размышлением и ощущением и способностью приводить в пространственное движение. Кроме них есть еще и способность к стремлению, поскольку в разумной части души зарождается воля, а не в основывающейся на разуме — желание и страсть. Если же душа основана на эти трех частях, то в каждой из них будет стремление.
Душа обладает 2-мя способностями (признаками, по А.): пространственным движением и мышлением, способностью различения и ощущения. В пространственное движение приводят две способности — стремление и ум. Движет предмет стремления и через него движет размышление, т.к. предмет стремления есть начало для него. Т.о. движущее одно — стремление. => т.к. животное обладает способностью стремления оно само приводит себя в движение.