Конспект лекций “История психологии” — Психологическая концепция Гальперина
- Конспект лекций “История психологии”
- Представления Аристотеля о душе. Способности души
- Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души
- Вопросы психологии в учениях античных врачей
- Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе
- Значение Ф.Бэкона для психологии
- Учение Декарта
- Значение Спинозы для психологии
- Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.
- Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.
- Французская эмпирическая психология XVIII века
- Становление ассоциативной психологии в XVIII веке
- Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке
- Психология Гербарта
- Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку
- Психологическая система Вундта
- Развитие прикладных направлений в психологической науке последней четверти XIX-нач.XX вв.
- Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии.
- Возникновение психотехники
- Направления необихевиоризма
- Психоанализ Фрейда
- Аналитическая психология К.Юнга
- Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе
- Направления неофрейдизма
- Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ
- Психологические взгляды Г.И.Челпанова
- Реактология К.Н.Корнилова
- Психологические взгляды М.Я.Басова
- Деятельностный подход в психологии
- Грузинская школа установки
- Психологическая концепция Гальперина
- Направления современной зарубежной психологии
Психологическая концепция Гальперина
Ориентировочный рефлекс — система физиологических компонентов ориентировки. А ориентир. деятельность — обследование обстановки, которое не ограничивается только интеллектуальными ф-циями. Потребности (исходное и основное начало ориетировки в ситуации), чувства (ср-во переориентировки в ситуации + сами переживания являются особым способом ориентировки в жизненных условиях). воля (особая форма душевной жизни) есть разные формы ориентировочной деятельности. Т.о., если все формы душевной жизни представляют собой разные формы ориентировочной деятельности, то психология изучает именно эту ориентировочную сторону. Психология изучает не просто мышление, не все его аспекты, а только процесс ориентировки субъекта при решении задач. Психология изучает ориентировку субъекта в интеллектуальных задачах на основе того, как их содержание открывается субъекту и какими средствами может воспользоваться субъект для обеспечения продуктивной ориентировки в такого рода задачах.
3. Основные уровни действия
Ориентировочная деятельность, как аппарат управления поведением. Здесь возникает необходимость приспосабливать действия к изменяющимся условиям среды с помощью примеривания, экстраполяции и коррекции. Действие — единица поведения. Общая линия эволюции действия ~ определенному типу действия:
а) ур. физического действия
б) ур. физиологического действия: здесь не только организмы, которые выполянют действия во внешней среде, но и заинтересованы в определенных результатах этих действий. Но эти результаты дейсвуют только тогда, когда они физически достигнуты.
в) ур. действий субъекта. Воспроизведение действия в том виде, в каком оно было успешно реализовано в прошлом может привести к неудаче в новой ситуации. Здесь необходимо приспосабливать действие и до начала, и по ходу его. Это достигается благодаря экстраполяции действий в плане образа — т.е. установить пригодность действия и внести в него изменения еще до его физического исполнения или заверщения.
г) ур. действия личности. Здесь учитывается не только собственное восприятие предметов, но и накопленные обществом знания о нем.
Т.о., эти уровни намечают основную линию развития материи — от ее неорганических форм — живым организмам, затем к животным, наделенных психикой, а от них — к человеку с его общественным сознанием.
Психология и марксизм
Корнилов: Система марксистской психологии (м.п.) будет синтезом 2-х течений — эмпирического и поведенческой. Но не все согласны с этой точкой зрения. Так Челпанов говорит, что она ближе к эмпирической, т.к. м.п. избегает вносить чтобы то ни было трансцендентное и все душевные явления рассматривает в зависимости от материальных. Но это не верно. Например у Джемса, в его теории, есть и представления о свободе воли, теория телеологического взгляда на личность. С другой стороны, принципы м.п. не согласуются с эмпирической п., которая по сути является индивидуальной п. М.п. же есть социальная. Антитезис к эмп. п — психология поведения. Многие ее представители уклоняются в сторону материализма в его наивном, а не диалектическом понимании. Они стремяться биологическим анализом процессов н.с. исчерпать содержание и псих. процессов. Она ставит своей задачей взаимодействия человека с окруж. средой, его поведения как совокупность рефлексов на внешние раздражения.
М.п. исходит из диалектического материализма, согласно которому в основе бытия лежит материя, как единственно объективная, независимо от нас существующая реальность, частицей которой является сам человек, обладающий психикой. И поскольку материя мыслиться не как абсолютная и неизменная материя, а как нечто относительное, мы (в м.п.) приходим к полному отрицанию субстанциональности и признанию динамизма и диалектики в процессе развития психики. По отношению к другим св-вам природы (вес, масса и т.п.), которые можно назвать объективными, психика является субъективной их стороной и неотдедимой от них. Взаимоотношения между субъективными и объективными сторонами организованной материи лучше всего представлять как функциоанльную зависимость, где независимой переменной является объективная сторона, а зависимой — субъективная.
Психические процессы должны быть призаны пространственными, в том смысле, что они возникают только там, где для этого есть условия.
Объект м.п. не только анализ явлений сознания, замкнутых в себе, а изучение поведения, выражающегося в совокупности р-ций и их субъективную сторону, а также раздражители окружающей среды. Здесь под раздражителями понимаются в основном социальная среда, т.к. сущность человека по Марксу состоит из совокупности его общественных отношений. М.п. рассматривает человека как вариацию определенного класса и => в изучении поведения нужно идти от социальной к групповой и только затем к индивидуальной. Т.о., объект м.п. — поведение людей, как совокупность всех р-ций, которыми человек отвечает на внешние раздражители. Сравнительно-генетический и социальные методы — основные при изучении человека в м.п. М.п. ставит своей задачей изучение поведения людей не только для того, чтобы теоретически объяснить его, но и для того, чтобы практически овладеть им — единство теории с практикой.