Специальная педагогика. Лекция 4

ПУТИ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ


Организацией специального образования для людей с комплексными нарушениями в развитии занимается коррекционная педагогика. Предметом исследования этой отрасли педагогики как области научного познания являются дети с физическими, психическими недостатками и сочетаниями их. Коррекционная педагогика при работе с людьми со сложными нарушениями в развитии опирается на сочетание нескольких наук:

1) сурдопедагогику, изучающую вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;

2) тифлопедагогику, занимающуюся проблемами воспитания и обучения детей с дефектами зрения;

3) олигофренопедагогику, поднимающую и решающую вопросы воспитания умственно отсталых детей;

4) логопедию, занимающуюся проблемами изучения и исправления недостатков речи. В процессе специального образования коррекция и компенсация недостатков осуществляется не сама по себе, а как средство обеспечения лицу с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимальной адаптации его к окружающей среде и достижения им самостоятельности и независимости на протяжении всей жизни. Решающим фактором развития будет включение ребенка в процесс культурного развития и усвоения им исторического опыта человечества.

Преодолеть изолированность ребенка от окружающего мира, уменьшить его «социальное выпадение» позволяет социально адаптирующая направленность специального образования. Она обеспечивается содержанием его стандартов средствами и формами коррекционно-образовательного процесса. В рамках созданной системы коррекционно-педагогической деятельности проводятся занятия по социально-бытовой ориентировке и другие занятия, направленные на усвоение следующих групп навыков:

1) общепринятых норм поведения;

2) элементарных гигиенических, бытовых и коммуникативных навыков;

3) социокультурных, философских и нравственно-этических навыков.

Для преодоления «социального выпадения» ребенка с ограниченными возможностями крайне необходимо овладение им языком и речью. Это всемерно способствует адаптации больного ребенка в массовой школе со сформированной системой социально-бытовых понятий. Постепенно у ребенка при правильном подходе к его образованию развивается словесно-логическое мышление, научные понятия. В значительной степени словесная речь регулирует поведение, способствует развитию общения.

В рамках специального образования занятия, имеющие социально-адаптирующую направленность, способствуют формированию психологической подготовленности человека с ограниченными возможностями для нормального существования в окружающем мире.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 4