Специальная педагогика. Лекция 4

ПЕДАГОГИКА РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА


Р. Штайнер (1861—1925) — не только великий педагог, но и автор значительных исследований в области философии и теории науки, предпринявший попытку создать методы изучения духовной стороны мира и человека.

Основные положения педагогики Штайнера были зафиксированы в курсе лекций, которые он читал для будущих педагогов Германии в 1919 г. Вот ее принципы:

1) возрастная ориентация учебного плана и методов обучения: содержание образования исходит из духовных потребностей каждой возрастной группы и служит духовно-душевному развитию ученика;

2) закрепление за каждым классом одного учителя, который «ведет» своих учеников все классы школы в сотрудничестве с другими коллегами и обладает значительной степенью педагогической свободы;

3) возрождение традиций устного рассказа учителя по материалам культурно-исторических преданий (сказок, легенд, мифов, биографий великих людей и т.д., интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс);

4) особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла;

5) развитие волевой культуры учеников через приобщение их к многообразной практической деятельности;

6) совместное обучение мальчиков и девочек и отсутствие разделения по социально-материальному признаку;

7) отмена цифровой оценки и второгодничеств, каждый ученик может свободно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями и способностями;

8) введение «гигиенической организации обучения»: ориентация на ритм дня, время года и т.д., что дает возможность учителю органического, последовательного изложения материала;

9) интеграция врача в жизнь школы с правом преподавания специальных уроков;

Ю) изучение двух иностранных языков с первого класса по особым методикам;

11) еженедельные конференции учителей с целью постоянного профессионального развития;

12) совместная работа учителей и родителей;  коллегиальное самоуправление школы учителями.

Принципы, разработанные Штайнером, получили название вальдорфской педагогики, по

названию школы, где он преподавал. К концу XX в. вальдорфская педагогика превратилась в мировое педагогическое движение. Она вышла далеко за рамки собственно образовательных учреждений, переросла в особую педагогическую культуру. Это выражается в специальной архитектуре школьных зданий, в их особом внутреннем оформлении, в проведении ежегодных школьных праздников, в создании родительских клубов и т.д.

Вальдорфские педагогические сообщества существуют по всему миру и считаются «экологическими нишами» детства.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 4