Специальная педагогика. Лекция 4
- Специальная педагогика. Лекция 4
- СИСТЕМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, СТРАДАЮЩИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
- ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ НАРУШЕНИИ РАЗВИТИЯ
- ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
- ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЛОЖНЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
- ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
- ПУТИ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ПРИОРИТЕТОВ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ЗАДАЧИ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ
- ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПОМОЩИ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ
- СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ
- СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАЦИИ
- ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ИНТЕГРАЦИИ
- РОССИЯ НА ПУТИ К ИНТЕГРАЦИИ
- МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
- ПЕДАГОГИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ
- ПЕДАГОГИКА РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА
- РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
- МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
ПЕДАГОГИКА РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА
Р. Штайнер (1861—1925) — не только великий педагог, но и автор значительных исследований в области философии и теории науки, предпринявший попытку создать методы изучения духовной стороны мира и человека.
Основные положения педагогики Штайнера были зафиксированы в курсе лекций, которые он читал для будущих педагогов Германии в 1919 г. Вот ее принципы:
1) возрастная ориентация учебного плана и методов обучения: содержание образования исходит из духовных потребностей каждой возрастной группы и служит духовно-душевному развитию ученика;
2) закрепление за каждым классом одного учителя, который «ведет» своих учеников все классы школы в сотрудничестве с другими коллегами и обладает значительной степенью педагогической свободы;
3) возрождение традиций устного рассказа учителя по материалам культурно-исторических преданий (сказок, легенд, мифов, биографий великих людей и т.д., интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс);
4) особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла;
5) развитие волевой культуры учеников через приобщение их к многообразной практической деятельности;
6) совместное обучение мальчиков и девочек и отсутствие разделения по социально-материальному признаку;
7) отмена цифровой оценки и второгодничеств, каждый ученик может свободно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями и способностями;
8) введение «гигиенической организации обучения»: ориентация на ритм дня, время года и т.д., что дает возможность учителю органического, последовательного изложения материала;
9) интеграция врача в жизнь школы с правом преподавания специальных уроков;
Ю) изучение двух иностранных языков с первого класса по особым методикам;
11) еженедельные конференции учителей с целью постоянного профессионального развития;
12) совместная работа учителей и родителей; коллегиальное самоуправление школы учителями.
Принципы, разработанные Штайнером, получили название вальдорфской педагогики, по
названию школы, где он преподавал. К концу XX в. вальдорфская педагогика превратилась в мировое педагогическое движение. Она вышла далеко за рамки собственно образовательных учреждений, переросла в особую педагогическую культуру. Это выражается в специальной архитектуре школьных зданий, в их особом внутреннем оформлении, в проведении ежегодных школьных праздников, в создании родительских клубов и т.д.
Вальдорфские педагогические сообщества существуют по всему миру и считаются «экологическими нишами» детства.