Специальная педагогика. Лекция 4

ПЕДАГОГИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ


Мария Монтессори — известный во всем мире итальянский педагог-гуманист. Начинала она свою работу в качестве медика с детьми инвалидами и старалась стимулировать сенсорный и моторный аппараты маленького ребенка. Первые же питомцы Марии Монтессори, увлеченные активной и интересной работой, сдали экзамены в школе лучше нормальных детей.

Практически ее метод сводится к тому, чтобы дети «в месте, специально приспособленном, не подвергаясь обучению, могли впитывать в себя культуру, разлитую в окружающей обстановке». Педагог выстраивает эту среду, показывает детям способы работы с материалом, помогает им при необходимости.

Нравственной основой педагогики Монтессори является полное уважение к ребенку. Свобода, самоопределение и самостоятельность воспитанника остаются краеугольными ценностями. Автор этой педагогики считает, что таким образом можно и нужно изменить всю существующую на сегодняшний день систему воспитания. Задача педагога — не навязывание фактов, мыслей и слов, а оказание помощи в жизни ребенка и вызывание у него интереса к окружающему миру.

Педагогика Монтессори предполагает обязательное взаимодействие детей, родителей и учителей.

В настоящее время во всем мире создано несколько тысяч Монтессори-школ и Монетссори-садов (только в России детских садов такого типа уже более 500). В эти учебно-воспитательные учреждения берутся все дети без особого разбора. Как говорит автор этого направления педагогики, труд и свобода исправляют все пороки развития. Главное — вызвать у ребенка интерес к окружающему миру, сконцентрировать его внимание на какой-нибудь деятельности. В результате отклонения, существующие в развитии ребенка, исчезают и его развитие нормализуется.

Методика Монтессори технологична, воспроизводима и отвечает самым современным требованиям, предъявляемым к занятиям с дошкольниками: создание развивающей среды (предметной, пространственной, социальной), интегрированность, гибкость процесса обучения, отказ от классно-урочной методики и обязательная свобода. Лучшим отдыхом при такой системе является перемена труда. Кроме обычных предметов, воспитания, самостоятельных исследований детей, эта педагогическая методика предполагает обязательное общение всех со всеми на любые, доступные и интересные детям темы.

Всемирная Ассоциация Монтессори-педагогов оказывает в настоящее время существенную помощь по подготовке новых кадров, по овладению и внедрению этой методики. В московском районе Выхино по принципам педагогики Монтессори успешно работает учебно-воспитательный комплекс.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 4