Специальная педагогика. Лекция 4

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ


В последнее время в литературе встречается термин «дети риска школьной дезадаптации». К этой группе относят детей с пограничными нарушениями в развитии значимых для обучения психических и психофизических функций. Часто явления несоответствия норме, наблюдающиеся в генезисе развития ребенка, поддаются педагогическому воздействию, преходящи и со временем компенсируются хотя бы частично у большинства таких детей при правильно организованном процессе обучения их в школе.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов и функций в соответствии со спецификой природы дефекта. Свою работу специалист-дефектолог строит таким образом, чтобы найти эффективный компенсаторный путь.

Образование лиц с умственной отсталостью по типу олигофрении в степени дебильности проводится в специальных классах по отдельно разработанным программам с 1 -го по 9-й классы. На практике дети с комплексными дефектами, принятые в общеобразовательную школу, определяются на ограниченное надомное обучение. Если же они остаются в обычных классах специального образовательного учреждения, то в этом случае им требуется индивидуальный подход и разработка соответствующей программы обучения.

В зависимости от региона дети с комплексными дефектами могут получить индивидуальное обучение в новых школах (по типу инновационных) или центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. В последнее десятилетие известность получили небольшие учреждения для детей с тяжелыми формами инвалидности при церковных общинах различных религиозных конфессий.

Если в семье хорошие материальные условия, то помощь ребенку можно получить у квалифицированных специалистов в негосударственных учреждениях, как-то: психолого-педагогические, медико-социальные и т.д.

Ряд детей с комплексными дефектами получают образование в специальных детских домах. Одним из таких является детский дом для слепоглухих детей в г. Сергиев Посад Московской области. В нем воспитываются и обучаются дети с комбинированными сенсорными нарушениями в возрасте от трех до восемнадцати лет. В последние несколько лет в детский дом стали поступать дети с комплексными нарушениями, где в качестве одного из компонентов может быть умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата, аутичные черты личности. В этом детском доме используются разработки Института коррекционной педагогики, внедряются новые системы обучения детей с нарушениями, дом поддерживается специальной помощью педагогов и психологов, изыскиваются средства помощи в местных органах опеки.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 4