Специальная педагогика. Лекция 4

СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАЦИИ. ЧЕЛОВЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ


Интеграция понимает под собой включение инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизни. Наукой и практикой выделены различные пути,  обеспечивающие постепенную интеграцию.  Здесь и роль обучения, и роль воспитания, и организация их активного участия во всех областях жизнедеятельности. В основе процесса интеграции лежит концепция нормализации, в которой  говорится о том, что жизнь этой категории людей  должна быть как можно более приближена к условиям жизни всего общества, очень большую роль должно играть и отношение полноценных членов  общества к людям с отклонениями. Если они не  будут выделяться в отдельную группу, они перестанут быть изгоями в обществе.

Принципы нормализации на сегодняшний . день закреплены следующими правовыми международными актами: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Имеется как минимум 4 темы, которые играют важную роль в дискуссиях по поводу интеграции:

1) возрастание возможности активного участия;

2) ограниченная эффективность специального образования;

3) положительная оценка различий;

4) перемещение учащихся со специальными нуждами.

Уже в конце 1960-х гг. в Голландии выделились 2 основных типа интеграции, экстернальная и интернальная.

Экстернальная интеграция в целом направлена на предоставление возможностей массовой и специальной школе для совместной работы или слияние их в одно учреждение. Это значительно улучшит обеспечение специальными программами детей со сложными нарушениями в развитии в массовых школах, сокращая число учащихся в специальных учебных заведениях. С другой стороны, экстернальная интеграция предполагает сотрудничество между массовыми и специальными школами, благодаря которому дети после небольшого перерыва обучения в специальной школе могут вернуться в массовое образование, что благотворно влияет на их дальнейшее развитие и становление как личности.

Интернальная интеграция занимается вопросами сотрудничества различных типов специальных школ и их слияния. Например, объединение под одной крышей школ для детей с трудностями в обучении и школ для детей с легкой степенью умственной отсталости. Другой вариант — интеграция школ для слепых со школами для слабовидящих.

Оба понятия — это термины, используемые на системном уровне. Термин «экстернальная интеграция» означал разрушение жесткого разделения между двумя подсистемами образовательных учреждений — массового и специального образования, а термин «интернальная интеграция» — слияние двух или более секторов подсистемы специального образования.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 4