Специальная педагогика. Лекция 4
- Специальная педагогика. Лекция 4
- СИСТЕМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, СТРАДАЮЩИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
- ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ НАРУШЕНИИ РАЗВИТИЯ
- ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
- ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЛОЖНЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
- ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
- ПУТИ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ПРИОРИТЕТОВ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ЗАДАЧИ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ
- ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПОМОЩИ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ
- СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ
- СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАЦИИ
- ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ИНТЕГРАЦИИ
- РОССИЯ НА ПУТИ К ИНТЕГРАЦИИ
- МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
- ПЕДАГОГИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ
- ПЕДАГОГИКА РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА
- РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
- МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ЗНАЧЕНИЕ ИХ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
Поданным исследований, проведенных в последние 10 лет, к группам детей со сложными нарушениями относится около 40 % от числа всех обучающихся в специальных учреждениях. В зависимости от структуры дефекта или их сочетаний выделяют несколько соответствующих групп больных детей:
1) дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых способно вызвать отклонение в развитии, например умственно отсталые глухие дети и т.п.;
2) дети, имеющие одно ведущее психофизическое нарушение и одно сопутствующее ему, причем второе нарушение выражено не так ярко, но заметно отягощает ход дальнейшего развития, в таких случаях специалисты говорят об осложненном дефекте;
3) дети с множественными нарушениями, у которых имеется три или более нарушений первичного характера, выраженные в разной степени и приводящие к серьезным отклонениям в развитии ребенка. Например, умственно отсталые слабовидящие глухие дети или дети с незначительным нарушением слуха, зрения и моторики, у которых может развиваться общее нарушение речи.
Огромное значение отводится ранней диагностике комплексных дефектов. Современная медицинская техника позволяет на ранних этапах развития ребенка диагностировать наличие нарушения различной степени выраженности. Отдельное место в этой системе занимают нейрофизиологические методы исследования.
Грамотная и своевременная постановка диагноза позволяет как можно раньше начать лечение, а также воспитание и обучение такого ребенка по специально разработанным программам, в результате чего развитие можно значительно скорректировать, не допустить недостатков психического развития.
По мнению специалистов, занимающихся проблемами комплексных дефектов, психическое развитие детей при сочетании двух или более нарушений не является суммой особенностей психического развития при каждом нарушении.
Напротив, они образуют новую сложную структуру нарушений и требуют сугубо индивидуального психолого-педагогического подхода, отличного от подходов к другим категориям аномальных детей.
Например, категория слепо-глухих детей. В результате нарушения слуха и зрения ребенок находится как бы в изоляции от внешнего мира, его психика не получает должного развития, познания окружающего мира резко ограничены, а формирование навыков и возможности общения с другими людьми сильно нарушены. В связи с этим некоторые специалисты причисляют таких детей к умственно отсталым, хотя слепоглухие дети обладают значительными потенциальными возможностями умственного развития, но для этого необходимы более высокие технологии в их обучении, как педагогические, так, может быть, и технические.