Специальная педагогика. Лекция 4

СИСТЕМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, СТРАДАЮЩИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ


В систему помощи детям дошкольного возраста с признаками ДЦП входит пребывание в специализированных дошкольных образовательных учреждениях. В них проводятся одновременно лечение, обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция различных отклонений в развитии и подготовка к школе данной категории детей. Основной целью комплексного коррекционного обучения в таких учреждениях является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями, адаптация его к окружающей действительности, создание базы для дальнейшего школьного обучения.

В основе этой системы лежит раннее выявление среди новорожденных детей с нарушением двигательной сферы и оказание им специальной помощи. В России на сегодняшний день насчитывается несколько сотен специализированных медицинских учреждений. Они представляют собой довольно разветвленную сеть, в которую входят поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, детские сады и ясли, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, санатории и реабилитационные центры.

В этих учреждениях разрабатываются новые методы и способы лечения проявлений детского церебрального паралича, осуществляется восстановительное лечение и квалифицирован-

ная помощь специалистов: логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей. Такая системная работа налажена только в крупных городах России.

Прием в специализированные детские дошкольные учреждения проводится на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии только с согласия родителей или лиц, их заменяющих. Если ребенок по каким-то причинам не может постоянно находиться в специализированном дошкольном учреждении, наблюдающие его специалисты предлагают посещать группы кратковременных занятий преимущественно в присутствии родителей. Занятия в таких группах проходят с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку и оказывают значительную методическую помощь родителям. Так происходит социальная адаптация детей без насильственного воздействия на их психику.

Специализированная помощь ребенку с ДЦП построена сразу на нескольких медицинских и педагогических направлениях, которые условно разделяются на три блока:

1) медицинский блок — физиология, ортопедия, анатомия, невропатология, психиатрия, офтальмология и т.д.;

2) гуманитарный блок — социология, философия, психология;

3) педагогический блок — общая педагогика, логопедия, дефектология, тифлопедагогика и т.д.

Такой комплексный подход позволяет осуществить разностороннюю помощь больным ДЦП детям.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 4