Специальная педагогика. Лекция 4

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ИНТЕГРАЦИИ


Первые попытки ввести интеграцию в педагогический процесс происходили в начале XX в. Например, на основе педагогики М. Монтессори в России в 1914 г. усилиями педагога Ю. И. Фусек открылся первый детский сад, занятия в котором проходили без разделения по отдельным предметам. К сожалению, позже, в 1930-е гг., это направление в педагогике в Италии было запрещено Б. Муссолини, а в СССР—И. Сталиным. Аргумент был потрясающим — по интегрированным системам воспитываются детииндивидуалисты.

Во второй половине XX в. термин «интеграция» опять появляется в теории педагогики. В 1960-х гг он был очень популярен в Западной Европе, особенно в Голландии. Там в это время были разработаны две системы интеграционных процессов, основанных на объединении массовой и специальной школ или специальных школ разного уровня.

В 1980-хгг. к дискуссионной проблеме интеграции было добавлено еще одно понятие с возрастающей значимостью — интеграция на уровне учащегося В этой новой форме интеграции было выделено три основные категории:

1) сегрегация;

2) социальная интеграция;

3) интеграция учебных планов. Сегрегация подразумевала ситуацию, когда учащиеся со специальными нуждами в обучении были включены в процесс отдельно и изолированно от других детей такого же возраста. Имелись в виду специальные школы, школы-

интернаты и специальные классы корректировки в массовых школах.

Социальная интеграция подразумевает смешение учащихся со специальными нуждами с учениками обычных классов для выполнения отдельных видов работ, чтобы иметь достаточные контакты со сверстниками.

Интеграция на уровне учебных планов включает в себя ситуации, когда дети со специальными нуждами и дети с нормальным развитием обучаются вместе постоянно. Это не исключает возможности для некоторых детей находиться под постоянным вниманием педагогов и иметь в течение дня специальные занятия отдельно от остального класса.

В истории зарубежного и российского опыта были случаи вынужденной интеграции, построенные на взаимодействии специального и массового образования, когда дети с нарушениями сенсорной сферы отправлялись на обучение в массовые общеобразовательные классы. Такая интеграция оказалась крайне неэффективной и в некоторых случаях осуществлялась за счет низкого уровня процесса диагностики или отсутствия на больших территориях специальных образовательных учреждений.

Дискуссия по вопросу внедрения тех или иных форм интеграции в процесс обучения ведется до сих пор специалистами разных областей и на разных уровнях.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 4