Специальная педагогика. Лекция 4

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ


В последнее время резко возрос процент детской преступности, одной из основных причин которого является недостаточное внимание к детям с нарушениями в развитии. Другие важные причины — социально-экономические проблемы (растущая материальная дифференциация общества, безработица и т.д.); снижения авторитета семьи как одного из важнейших институтов нашего общества; рост социального сиротства; крушение идеологических приоритетов.

Среди самых острых социальных проблем российского общества — беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних детей, среди которых большой процент составляют дети с нарушениями психического и умственного развития.

Процесс превращения подростка в правонарушителя или преступника занимает длительное время. По мере нарастания выраженности социальной дезадаптации девиантный подросток становится объектом воздействия разных институтов, занимающихся профилактикой детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По подсчетам специалистов, в каждом крупном городе России насчитывается от 20 до 45 тыс. беспризорных детей и подростков. Большинство из них нуждаются в специальном лечении и обучении.

В зависимости от выполняемых функций специальные учреждения могут быть разделены на четыре категории:

1) учреждения первичной социальной профилактики {детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, медицинские учреждения);

2) учреждения первичной специальной профилактики (социальные приюты, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, центры социальной помощи семье и детям, психолого-медико-социальные центры, центры постинтернальной адаптации и т.д.);

3) учреждения вторичной специальной профилактики (отделы правонарушений несовершеннолетних, открытые и закрытые специальные учебно-воспитательные заведения);

4) учреждения уголовной и уголовно-исполнительной профилактики (воспитательные колонии), главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.

В настоящее время нет ни одного субъекта Федерации, в котором были бы учреждения всех уровней профилактики. Понятно, что невозможность обеспечить преемственность работы учреждений разного уровня негативно сказывается на эффективности деятельности всей профилактической системы. Огромная важность состоит в координации усилий всех имеющихся специальных институтов воспитания. Создание грамотного воспитательного и учебного процесса в таких учреждениях — одна из обязанностей специальной педагогики.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 4