link1776 link1777 link1778 link1779 link1780 link1781 link1782 link1783 link1784 link1785 link1786 link1787 link1788 link1789 link1790 link1791 link1792 link1793 link1794 link1795 link1796 link1797 link1798 link1799 link1800 link1801 link1802 link1803 link1804 link1805 link1806 link1807 link1808 link1809 link1810 link1811 link1812 link1813 link1814 link1815 link1816 link1817 link1818 link1819 link1820 link1821 link1822 link1823 link1824 link1825 link1826 link1827 link1828 link1829 link1830 link1831 link1832 link1833 link1834 link1835 link1836 link1837 link1838 link1839 link1840 link1841 link1842 link1843 link1844 link1845 link1846 link1847 link1848 link1849 link1850 link1851 link1852 link1853 link1854 link1855 link1856 link1857 link1858 link1859 link1860 link1861 link1862 link1863 link1864 link1865 link1866 link1867 link1868 link1869 link1870 link1871 link1872 link1873 link1874 link1875 link1876 link1877 link1878 link1879 link1880 link1881 link1882 link1883 link1884 link1885 link1886 link1887 link1888 link1889 link1890 link1891 link1892 link1893 link1894 link1895 link1896 link1897 link1898 link1899 link1900 link1901 link1902 link1903 link1904 link1905 link1906 link1907 link1908 link1909 link1910 link1911 link1912 link1913 link1914 link1915 link1916 link1917 link1918 link1919 link1920 link1921 link1922 link1923

Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Периодизация первобытности. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. У первобытных людей не было письменности, и архаическая эпоха не дает нам рассказов об исторических событиях. Поэтому первобытную эпоху иногда называют доисторической. От нее осталось то, что может сохраняться тысячелетиями: камни, кости, изображения на скалах и т.п. По материалам, из которых люди изготавливали орудия труда, археологи делят историю первобытного мира на три века:

· каменный (от 2,5 млн. до н.э. до 4 тыс. до н.э.). Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит);

· бронзовый (4-1 тыс. до н.э.);

· железный (с середины 1 тыс. до н.э.).

Ключевое место в каменном веке занимает поздний палеолит. Во-первых, заканчивается биологическая эволюция человека и появляется Homo sapiens (человек разумный). Во–вторых, увеличивается разнообразие каменных орудий труда, появляются составные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. В-третьих, появляется экзогамия. Из брачных отношений исключаются ближайшие родственники — родители и дети, братья и сестры. Запрет инцеста означал появление общественной регуляции брака. Так появились род и протосемья.

Долгое время люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. В эпоху неолита происходит переход архаического общества от присваивающей к производящей экономике (скотоводству и земледелию). Это изменило образ жизни людей, привело к оседлости, к практике строительства прочных помещений. Приручив животных, человек стал пользоваться продуктами животноводства: мясом, молоком, шерстью. Спокойная и обеспеченная пищей жизнь способствовала увеличению рождаемости и выживанию детей, в целом увеличению населения и его расселению на новые земли. Эти явления в науке называются неолитической революцией.

Особенности первобытного искусства

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Оно играло универсальную роль в духовной культуре архаической эпохи. Первобытное искусство имело место на всех континентах, кроме Антарктиды.

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (нерасчлененность, смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, характеризующая неразвитое состояние). Музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга. На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолити­ческого искусства показывают нам, что внимание людей сосредотачивалось на изображении зверей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных — мамонтов, слонов, лошадей, оленей. Широко были распространены женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схема­тизированными головами — так называемые «венеры», по-видимому, свя­занные с культом матери-прародительницы. И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое сущест­венное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. Охотник до малейших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел по­казать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Системы сложных по своей структуре символов, несущие большую эстетическую нагрузку, передают разнообразные понятия или человеческие чувства.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высе­ченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве — резьбе по камню и кости, рельефах. Особая область первобытного искусства — орнамент. Геометрическим узором покрыты каменные и костяные орудия, браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообраз­ных линий. Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров. Таким образом, в основе геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Последний этап в развитии бронзового века характеризуется развитием металлургии и металлообработки. Наравне с бронзовыми предметами начинают по­являться железные, изготавливаются художественные изделия из бронзы, золота, серебра.

В связи с оседлым образом жизни к концу первобытной эпохи появляются новые виды поселений и погребений. Поселения делят на неукрепленные (стоянки и селища) и укрепленные (городища и крепости), а погребения различают с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты и гробницы) и грунтовые. Над курганами иногда возвышались каменные бабы — каменные изваяния человека (воинов, женщин), которые показывали, что образ человека в искусстве занимает все большее и большее место, а, значит, свидетельствовали о начале периода господства человека над природой. Наиболее сложными сооружениями были мегалиты, т.е. гробницы из больших камней — дольмены, менгиры и кромлехи.

Ранние формы верований

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

Верования в древнем человеческом обществе являли собой ре­акцию совокупной личности на ее восприятие совокупной вселенной. Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями, они основывались на анимизме, т.е. одушевлении мира, наделении при­родных явлений человеческими качествами. Анимизм основывается на вере в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления. В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представле­ний, обрядов и ритуалов. Анимистические представления о природе души предопределили отно­шение первобытного человека к смерти, погребению, умершим.

Другой древней формой религии является магия (волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражание животным, зачастую с употреблением шкур животных. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии — охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья. Интересно отметить, что даже в наши дни охотники — самые суеверные люди. Причины этого в том, что в охотничьем и рыболовном промысле всегда велика роль риска, «удачи». Нередка и прямая опасность для самого охотника: человек на охоте больше, чем где либо, чувствует себя во власти стихийных сил, а порой и ощущает свою беспомощность. Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастиче­ским отражением в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Они возникали и сохранялись там и тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.

Разновидность магии — фетишизм (талисман, амулет, идол) — поклонение неодушевленным пред­метам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения — фетишами — могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу.

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (его род). Тотетизм — это вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным. От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, на­пример, для того чтобы вызвать изобилие зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ. В Китае в древний период племя инь почитало в качестве тотема ласточку. В японском синтоизме с пережитками тотемизма связано почитание животных: лисиц, обезьян, черепах, змей и др. Весьма вероятно, что известное предание о волчице, вскормившей легендарных Ромула и Рема, основателей Рима, — тоже отголосок тотемизма.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода