Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода
- ЗАРУБЕЖНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
- РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
- КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУР
- ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУР
- ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
- ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА
- ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗМ
- АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ — Египет
- ДВУРЕЧЬЕ
- ДРЕВНИЙ КИТАЙ И ИНДИЯ
- АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
- Художественная культура Древней Греции
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
- КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ IV-XV ВВ.
АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Периодизация первобытности. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. У первобытных людей не было письменности, и архаическая эпоха не дает нам рассказов об исторических событиях. Поэтому первобытную эпоху иногда называют доисторической. От нее осталось то, что может сохраняться тысячелетиями: камни, кости, изображения на скалах и т.п. По материалам, из которых люди изготавливали орудия труда, археологи делят историю первобытного мира на три века:
· каменный (от 2,5 млн. до н.э. до 4 тыс. до н.э.). Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит);
· бронзовый (4-1 тыс. до н.э.);
· железный (с середины 1 тыс. до н.э.).
Ключевое место в каменном веке занимает поздний палеолит. Во-первых, заканчивается биологическая эволюция человека и появляется Homo sapiens (человек разумный). Во–вторых, увеличивается разнообразие каменных орудий труда, появляются составные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. В-третьих, появляется экзогамия. Из брачных отношений исключаются ближайшие родственники — родители и дети, братья и сестры. Запрет инцеста означал появление общественной регуляции брака. Так появились род и протосемья.
Долгое время люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. В эпоху неолита происходит переход архаического общества от присваивающей к производящей экономике (скотоводству и земледелию). Это изменило образ жизни людей, привело к оседлости, к практике строительства прочных помещений. Приручив животных, человек стал пользоваться продуктами животноводства: мясом, молоком, шерстью. Спокойная и обеспеченная пищей жизнь способствовала увеличению рождаемости и выживанию детей, в целом увеличению населения и его расселению на новые земли. Эти явления в науке называются неолитической революцией.
Особенности первобытного искусства
Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Оно играло универсальную роль в духовной культуре архаической эпохи. Первобытное искусство имело место на всех континентах, кроме Антарктиды.
Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (нерасчлененность, смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, характеризующая неразвитое состояние). Музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга. На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.
Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, что внимание людей сосредотачивалось на изображении зверей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных — мамонтов, слонов, лошадей, оленей. Широко были распространены женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами — так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. Охотник до малейших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи.
Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Системы сложных по своей структуре символов, несущие большую эстетическую нагрузку, передают разнообразные понятия или человеческие чувства.
Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве — резьбе по камню и кости, рельефах. Особая область первобытного искусства — орнамент. Геометрическим узором покрыты каменные и костяные орудия, браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров. Таким образом, в основе геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Последний этап в развитии бронзового века характеризуется развитием металлургии и металлообработки. Наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, изготавливаются художественные изделия из бронзы, золота, серебра.
В связи с оседлым образом жизни к концу первобытной эпохи появляются новые виды поселений и погребений. Поселения делят на неукрепленные (стоянки и селища) и укрепленные (городища и крепости), а погребения различают с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты и гробницы) и грунтовые. Над курганами иногда возвышались каменные бабы — каменные изваяния человека (воинов, женщин), которые показывали, что образ человека в искусстве занимает все большее и большее место, а, значит, свидетельствовали о начале периода господства человека над природой. Наиболее сложными сооружениями были мегалиты, т.е. гробницы из больших камней — дольмены, менгиры и кромлехи.
Ранние формы верований
К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.
Верования в древнем человеческом обществе являли собой реакцию совокупной личности на ее восприятие совокупной вселенной. Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями, они основывались на анимизме, т.е. одушевлении мира, наделении природных явлений человеческими качествами. Анимизм основывается на вере в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления. В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов. Анимистические представления о природе души предопределили отношение первобытного человека к смерти, погребению, умершим.
Другой древней формой религии является магия (волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражание животным, зачастую с употреблением шкур животных. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии — охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья. Интересно отметить, что даже в наши дни охотники — самые суеверные люди. Причины этого в том, что в охотничьем и рыболовном промысле всегда велика роль риска, «удачи». Нередка и прямая опасность для самого охотника: человек на охоте больше, чем где либо, чувствует себя во власти стихийных сил, а порой и ощущает свою беспомощность. Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Они возникали и сохранялись там и тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.
Разновидность магии — фетишизм (талисман, амулет, идол) — поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения — фетишами — могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу.
В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (его род). Тотетизм — это вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным. От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того чтобы вызвать изобилие зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ. В Китае в древний период племя инь почитало в качестве тотема ласточку. В японском синтоизме с пережитками тотемизма связано почитание животных: лисиц, обезьян, черепах, змей и др. Весьма вероятно, что известное предание о волчице, вскормившей легендарных Ромула и Рема, основателей Рима, — тоже отголосок тотемизма.