link1036 link1037 link1038 link1039 link1040 link1041 link1042 link1043 link1044 link1045 link1046 link1047 link1048 link1049 link1050 link1051 link1052 link1053 link1054 link1055 link1056 link1057 link1058 link1059 link1060 link1061 link1062 link1063 link1064 link1065 link1066 link1067 link1068 link1069 link1070 link1071 link1072 link1073 link1074 link1075 link1076 link1077 link1078 link1079 link1080 link1081 link1082 link1083 link1084 link1085 link1086 link1087 link1088 link1089 link1090 link1091 link1092 link1093 link1094 link1095 link1096 link1097 link1098 link1099 link1100 link1101 link1102 link1103 link1104 link1105 link1106 link1107 link1108 link1109 link1110 link1111 link1112 link1113 link1114 link1115 link1116 link1117 link1118 link1119 link1120 link1121 link1122 link1123 link1124 link1125 link1126 link1127 link1128 link1129 link1130 link1131 link1132 link1133 link1134 link1135 link1136 link1137 link1138 link1139 link1140 link1141 link1142 link1143 link1144 link1145 link1146 link1147 link1148 link1149 link1150 link1151 link1152 link1153 link1154 link1155 link1156 link1157 link1158 link1159 link1160 link1161 link1162 link1163 link1164 link1165 link1166 link1167 link1168 link1169 link1170 link1171 link1172 link1173 link1174 link1175 link1176 link1177 link1178 link1179 link1180 link1181 link1182 link1183

Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУР

ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУР

Различные типы культур существуют не только синхронно — в едином времени. Каждая культура имеет свою собственную историю, порой весьма длительную и насыщенную, поэтому типологию культур следует выстраивать в хронологическом порядке, имея в виду, что каждый культурный тип переживал период своего рождения, расцвета, кризиса и распада.

Наши знания о прошлом культуры питаются различными источниками, в первую очередь письменными. Отсюда, по способам самоорганизации культуры, сложившимся в истории, можно различать три глобальных культурных типа: дописьменный, основу которого составляет устная фольклорная традиция, предметы быта, охоты, ремесленной деятельности, одежда и жилища, предметы искусства мифоритуала и религиозного культа; письменный (знаковый), основу которого составляет книжность и письменная традиция; экранный, основанный на получении информации в виде зрительных образов (кино, ТВ, видео и компьютерная проекция информации).

Каждый из этих глобальных культурных типов имеет свой специфический культурный код, определяющий способы выражения или опредмечивания той или иной культуры. Основной код культуры обладает следующими характеристиками: во-первых, он универсален, т.е. применим к любому культурному типу и работает в любом историческом времени; во-вторых, он самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры; в-третьих, он всегда открыт к изменению, самопорождению новых культурных кодов, а также приспособлению их к условиям жизни общества.

Существование основного культурного кода определяется тремя параметрами, по которым происходит самоорганизация культуры в природе. Это — предметность, знаковость и идеальность, причем все эти параметры генетически взаимосвязаны между собой.

Предметность культурного кода означает существование в природном мире искусственных объектов, создаваемых человеком из естественного материала природной среды. Этот признак наиболее характерен для древнейшего, дописьменного периода человеческой культуры и выражается в создании орудий труда, предметов быта и сохранении приобретенного опыта в генетической памяти человечества, передаче этого опыта через слово, жест или рисунок в исторической традиции народов.

Знаковый параметр культуры наиболее характерен для письменного периода культуры, хотя возник он на поздней стадии дописьменного. В этой связи следует различать три основных типа знаков: знаки-обозначения, знаки-модели, знаки-символы.

Коды письменных культур древнейших цивилизаций первоначально содержались в священных текстах, в которых веками накапливались сведения как научного, так и обыденно-практического характера — астрономические и математические вычисления, составление календарей и звездных карт, исторические сведения, данные географического и этнографического характера, опыт хозяйственной деятельности и приемы изобразительного искусства.

Коренные изменения письменного культурного кода начинаются в Западной Европе в XV веке с изобретением печатного станка. Печатный книжный тираж открывал большие возможности для фиксирования в культурной памяти социальных перемен и исторических событий, для внедрения в общественное сознание научных и философских знаний. Знания начинают приобретать информационно-аналитическую форму, воздействовать на область политики, производства, образования и воспитания.

Средством широчайшего внедрения в общественное сознание культурных достижений, научных знаний и нравственных представлений, эстетических принципов и идеалов стала экранная культура, обладающая зрелищностью, особым динамизмом и массовым характером. Еще на заре кинематографа его влияние на культуру расценивалось как радикальное «обновление человечества». Экранная культура дала возможность запечатлеть культурную память человечества в наглядных, зрительных образах, технически манипулировать и изменять тип информации. Компьютерная эра культуры достигает высочайшей степени овладения как природным, так и социальным миром, формирует сам культурный код согласно потребностям и интересам человека. Наконец, для экранного типа культуры характерно «сращение» логического и образного, понятийного и наглядного, интеллектуального и чувственно-эмоционального начал в человеческом мышлении. Благодаря этому, экранная культура и приобрела такой массовый характер.

Одна из наиболее острых проблем современной культуры — проблема сущности и соотношения массовой и элитарной культуры. Массовая культура — сложное понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Эта культура производится повседневно и рассчитана на массовое потребление; распространяется она при помощи средств массовой коммуникации. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Это культура для каждого и она обязана учитывать вкусы и запросы всех.

Несмотря на кажущуюся демократичность массовая культура таит в себе реальную угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного манекена. Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков: примитивизация отношений между людьми; развлекательность; натуралистическое смакование насилия и секса; культ успеха сильной личности; жажда обладания вещами; культ посредственности; условность примитивной символики.

Современные ученые разделяют массовую культуру на «мертвую» и «живую». Первая насквозь коммерческая по своему духу и ориентирована на пассивное потребление ее массами, игнорирует потребности личности, стандартна и используется властями для внушения через СМИ нужных стереотипов поведения. «Живая» массовая культура, удовлетворяя массовый спрос и не чуждаясь коммерческих соображений, обращается к личности, стремясь ответить на ее многообразные запросы, вызвать интерес к ее ценностям.

Массовая культура при всех своих преимуществах и недостатках, является вполне закономерным этапом развития человеческой культуры вообще, порожденной специфическими потребностями современного «технического века».

В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура, основная задача которой сводится к тому. Чтобы сохранить в культуре творческое начало и пафос. В понятие элиты по своим индивидуально-личностным качествам могут входить:

· группы людей, обладающие исключительными психологическими и организаторскими способностями;

· профессиональные группы, принадлежащие к высшим слоям сферы материального производства;

· художественно-творческие группы, относящиеся к элите представителей различных сфер духовного производства (наука, образование, мораль, искусство, религия и т.д.).

Из этого следует, если политическая и организаторская элиты стремятся объединить громадное множество воль в единую общественную силу, то задача интеллектуальной и нравственно-эстетической элиты — преобразовать обыденную энергию общества в сознательную и творческую силу.

Рассмотрение культуры через призму философии позволяет говорить об исторических типах культуры.

Среди них:

· доосевой тип (архаическая культура);

· Восток (история и культура еврейского народа, Китай, Индия и арабо-мусульманский мир);

· Запад (классическая эллинская культура, эллинистически-римская ступень, романо-германская культура христианского средневековья, новоевропейская культура);

· Россия (христианский, православный характер русской культуры).

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода